Когда 14 января СМИ стали массово писать о том, что заявление на получение справки о несудимости в МВД можно оставить через специальный интернет-портал, я, конечно, очень обрадовалась. Не то, чтобы эта справка так часто нужна, но сам факт, что государство решило упростить жизнь своим гражданам ― это шаг в сторону прогресса.
Согласитесь, мы все не любим бюрократию ― очереди, множество бумаг, хождение по кабинетам ― это все отнимает драгоценное время. Поэтому я считаю, что нет ничего плохого, чтобы дополнительно оплачивать «срочные» услуги, и государственные в том числе, чтобы сэкономить свое время и избежать очередей или даже физического присутствия в госоргане, если это возможно. И речь именно об официальной оплате через кассу, а не о взятке «за срочность».
Разумеется, когда мне понадобилась эта справка, то первое, что я сделала ― стала искать тот самый портал госуслуг.
Казалось бы, минимум действий ― зайти на сайт, выбрать услугу, внести минимум данных ― фамилию, имя, отчество, ИНН (или как его сейчас называют ― ПИН) и телефон. Идеально. Ничего лишнего.
Отправляем данные, кликнув на кнопку, и получаем код платежа. Портал обещает прислать мне на телефон СМС с адресом, где забрать готовую справку, но только после оплаты услуги в 230 сомов.
Вот здесь-то и начинается адская бюрократия.
Во вкладке «Способы оплаты» можно найти небольшую картинку с красным терминалом Quick Pay и упоминание, что услугу можно оплатить в аппаратах этой компании.
«Ну что ж, терминал так терминал», ― думаю я, и отправляюсь искать карту аппаратов Quick Pay. Один из таких терминалов стоит в «Таш Рабате» на ул. Горького ― это удобный вариант, тем более, что у меня встреча в том районе.
Приехав в «Таш-Рабат», я нахожу терминал и ищу там заветную услугу от заботливого МВД. Спустя минуту кликов по буквально каждой кнопке на терминале, я понимаю, что там просто нет никакой услуги от МВД по оплате справок. Я звоню по номеру 0312 60-24-04, который указан на сайте госуслуг. Он не работает, и я прошу коллегу попытаться еще раз, уже с городского ― номер постоянно «занят».
Дозвонившись до операторов уже самого Quick Pay, я услышала, что услуга доступна не на всех терминалах, и мне нужно обращаться в сам МВД.
Я поехала в МВД. Поскольку я нечасто обращаюсь в госорганы за справками, я приехала к общественной приемной на Тыныстанова/Джумабека в надежде на месте разобраться и найти нужный отдел.
Общественная приемная, как оказалось, работает лишь до полудня. Рядом, на КПП, мне встретился человек в форме, у которого я поинтересовалась, как найти терминал, в котором оплачивается справка. Он сказал, что единственный терминал, который принимает оплату, находится — сюрприз! — в том кабинете, в котором, собственно, итак выдают справки, на Раззакова 63.
Таким образом, электронное заявление нужно, чтобы в конечном счете приехать туда же, где выдают справки по обычному бумажному заявлению, Карл!
Мужчина в форме объяснил, что заявления принимают с 8:30 до 12:00 дня, и сегодня мне уже не удастся попасть в заветный кабинет с терминалом. Он любезно предложил мне оставить свои данные и забрать справку у него самого, чтобы «не терять время». Но такая услуга будет стоить не 230 сомов, а подороже, 500 сомов.
Думаю, не стоит объяснять, что речь шла о неформальной услуге. Увидев, что я проигнорировала его предложение «помочь», он попытался убедить меня не тратить время на бюрократию и сделать все быстро. Я отказалась, но поняла, что, скорее всего, я не первая, кому предлагают решить вопрос.
Я отправилась в информационный центр на Раззакова 63, в паре улиц от общественной приемной МВД, уже понимая, что справку сегодня не получу.
В коридоре на первом этаже мне встретился молодой человек, который терпеливо ждал, когда у сотрудников закончится обед. Оказалось, что он попал туда по той же причине, что и я ― искал «волшебный» терминал. Он приехал в Бишкек из Таласа, поскольку подобную справку, по его словам, можно получить лишь в столице или в Оше. Он заполнил электронное заявление на сайте госуслуг в надежде, что после оплаты справку отправят прямиком в Талас. Он рассказал, что пытался оплатить услугу в банке, но поскольку его заявка была сделана через интернет, банк отказался принимать оплату. Не дождавшись сотрудников, мы оба решили прийти на следующее утро.
Вопросы вызвала и сумма, которую необходимо заплатить через терминал. Если справка будет делаться сутки ― 230 сомов ― без сдачи такую сумму можно оплатить только при условии, что у вас есть 150 сомов и 80 сомов мелкими купюрами, и это с нулевой комиссией. Если же у человека, скажем, купюра в 200 сомов, то ему придется «переплатить» до 20 сомов, потому что терминал не дает сдачу.
Кто-нибудь скажет ― почему нельзя было зайти в интернет и найти информацию, прежде чем ехать на место. Но официальный сайт МВД не дает деталей о времени приема документов и автоматически перенаправляет на портал госуслуг, где, как уже выяснилось, нет таких данных и указан неработающий телефон.
Вместо эффективной услуги, которая создавалась для удобства кыргызстанцев, я получила двухчасовой квест, выясняя, как заплатить за нее. И это точно нельзя назвать удобством. Удивительно, но проще просто прийти и подать бумажное заявление на месте. Поэтому, возникает вопрос ― почему государство обманывает налогоплательщиков и имитирует качественные услуги, которые на деле оказываются еще бюрократичнее?
По теме: