Последние дебаты на ОТРК перед выборами были насыщены спорами и разногласиями. В основном идеи различались у представителей старого политкостяка и новых молодых политиков. «Клооп» приводит краткий пересказ основных моментов прений между лидерами шести партий: «Биримдик», «Мекенчил», «Замандаш», «Бутун Кыргызстан», «Чон Казат» и партия ветеранов войны в Афганистане.

Все против «непровластного» «Биримдика»

Представители почти всех партий назвали «Биримдик» провластной, когда лидер «Бутун Кыргызстана» Адахан Мадумаров попросил перечислить их. Только ветеран Афганской войны Акбокон Таштанбеков сказал, что чувствует себя единственной властью, а все остальные, по его мнению, оппозиция ему.

Основатель «Мекенчила» Камчыбек Ташиев, Максат Мамытканов из «Чон Казата» и Адахан Мадумаров на протяжении всего эфира обвиняли «Биримдик» в подкупе голосов, использовании админресурса и массовой перерегистрации избирателей по форме №2.

На что представитель «Биримдика» — министр соцразвития — Улукбек Кочкоров несколько раз в течение дебатов повторял, что только лишь «надеется стать партией власти» после выборов 4 октября.

Камчыбек Ташиев же и вовсе заподозрил продюсеров ОТРК в помощи Кочкорову. Ему показалось странным, что представитель «Биримдика» зачитывает ответы на вопросы ведущих с листа бумаги.

«Как-будто он заранее знает все эти вопросы. Понимаете? Он записал и читает. Я заметил это. Может, он знает? Может, вы тоже заодно с властью? Извините, если что», — сказал Ташиев.

На что Кочкоров попросил операторов ОТРК снять крупным планом его бумаги и сказал, что это программа партии, над которой он работал два года днями и ночами. Ташиев же продолжил свой натиск обвинениями в том, что власть не построила на выделенные донорами средства ни одной больницы. На что Кочкоров пообещал создать комиссию в парламенте для выяснения, куда были затрачены $600 млн внешней помощи.

Тогда Мадумаров предостерег «начинающего» политика от «громких» заявлений, так как считает, что «Биримдик» не даст Кочкорову поднять этот вопрос, в отличие от оппозиционных партий.


Кочкоров: Я отвечу за свои слова.

Ташиев: Вы говорите, что мы не знаем про госуправление. Когда мы были министрами, вы были маленьким мальчиком.

Кочкоров: Когда вы были министром, я был начальником управления. Я на госслужбе с 21 года. Вы, если что, всего на 4 года старше меня [у них разница в 6 лет].


Кроме «Биримдика» в лояльности к власти Мадумаров и его оппоненты уличили такие политобъедения, как «Кыргызстан», «Мекеним Кыргызстан» и «Замандаш». В ответ на это заявление нынешний лидер партии «Замандаш» Жениш Молдокматов посоветовал Мадумарову извиниться за отрицание коронавируса в начале пандемии.

«Вы были на всех постах, кроме президентского. Старшее поколение уничтожило нашу систему за 29 лет до пандемии. Вы думаете “Биримдик” нам не мешала? Мешала, конечно. У нас просто нет таких денег, как у “Мекеним Кыргызстана” и “Кыргызстана”», — посетовал Молдокматов.

На что Мадумаров сказал, что эти партии просто ужились между собой, как «жены одного мужа», а Молдокматов исполняет «приказ отца кидаться» на него.

Уже к концу дебатов после призыва Кочкорова из «Биримдика» не продавать свои голоса, между ним и Мадумаровым произошла еще одна словесная перепалка.


Мадумаров: Я, к сожалению, забываю многие слова, из-за того, что мне смешно. Громче всего звучит слова тех, кто больше всех подкупает [голоса]. Если вы не подкупаете, вам что, купит их кто-нибудь?

Кочкоров: *перебивает Мадумарова* Тогда подавайте в суд.

Мадумаров: Все судьи ваши, они ваши.

*Кочкоров продолжил перебивать Мадумарова.*

Мадумаров: Ты умеешь считать или нет? Ты уже показал свою безграмотность, не можешь подождать? Не рычи, постой.

Кочкоров: Вы же обо мне говорите.

Мадумаров: Я о тебе говорю? Так это ты подкупаешь? Это тебя задевает? Или я назвал твое имя?

*Кочкоров замолчал.*

Мадумаров: Говорят же, что слово найдет своего слушателя. Если ты подкупаешь, тогда бери [ответственность] на себя. Кто, кроме «Биримдик» или других трех партий-«любимцев», использует админресурс?

Кочкоров: Это другие партии.

Мадумаров: Тогда скажи, какие это 6 партий. Я дам тебе свое время.

Кочкоров: Все те, кто сейчас в парламенте. Мы в регионах увидели это.

Мадумаров: «Биримдику» все позволяется. Вот прокуратура говорит, что возбудили столько-то дел, если так, надо всех привлечь к ответственности. Президент в обращении говорит, что для всех создали одинаковые условия. К сожалению, он врет и не краснеет.


«Евразийство» Марата Аманкулова

Во время теледебатов сразу несколько кандидатов подняли вопрос о высказывании лидера партии «Биримдик» Марата Аманкулова. Ранее во время встречи со своими российскими коллегами он сделал заявление о том, что Кыргызстану «пора одуматься и возвращаться» к России после 30 лет независимости.

Лидер партии «Мекенчил» Камчыбек Ташиев задал вопрос относительно этой ситуации. Представитель партии «Биримдик» Улугбек Кочкоров ответил, что это клевета, а Евразийский выбор означает возврат к «культуре великой степи тюркоязычных народов».

Ташиев уточнил, что он говорит конкретно о словах Марата Аманкулова.

«Я ведь о нем и говорю. Под Евразийством мы имеем ввиду это. Во-первых, экономические взаимоотношения не с теми, кто за океаном, а с нашими соседями – странами Евразии. Во-вторых, идеология на основе наших ценностей. Мы должны быть далеки от ценностей тех, кто выходит на улицу, говорит “Мое тело — мое дело”, и всячески поддерживает однополые браки», – заявил Кочкоров.

Ташиев спросил, стоит ли это потери суверенитета. Кочкоров ответил, что речь идет не о его потере, а о возврате к истокам.

Лидер партии «Бутун Кыргызстан» Адахан Мадумаров вступил в их диалог, заявив, что если для «Биримдика» независимость не представляет ценности, то для его партии «она равна нашей жизни и крови».

«Они пусть присоединяются к кому хотят. Они не могут быть независимыми, они привязаны. Как говорил Высоцкий: “Понимаете, есть собаки, которые без ошейника чувствуют себя очень некомфортно. А с ошейником очень комфортно”. Если хотят, “Биримдик” может натянуть на себя ошейник», – сказал Мадумаров.

Кандидат «Биримдика» Кочкоров ответил, что его партия ценит независимость, а сам Мадумаров, будучи спикером, «продал Каркыру и отдал земли в Баткене».

В результате оба дебатера начали спор о том, вносились ли в этот проект изменения, и какова разница между протоколом и меморандумом.

Контекст: Видео с заявлением Аманкулова опубликовали в сети 26 сентября — оно вызвало негативный резонанс. Умай Арыкова и другие активисты после публикации видео подали жалобу из-за слов Аманкулова в ГКНБ и Генпрокуратуру по норме «призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства» закона «О выборах». Под их заявлением подписались более 50 человек.

В самой «Биримдик» заявили, что слова Аманкулова вырвали из контекста, чтобы использовать в «грязных технологиях предвыборной кампании». Позже рабочая группа Центризбиркома отказала в жалобе по снятию Аманкулова с выборов. В ней решили, что так как видео было снято в феврале 2020 года, а агитационная кампания партий началась 4 сентября, жалобу Арыковой не могут применить.

Кочевники формы №2

Позже во время свободного микрофона кандидат от партии «Биримдик» Улугбек Кочкоров заявил, что форма №2 была введена для того, чтобы все смогли проголосовать. По его словам, из-за усиления внутренней миграции, не у всех есть эта возможность.

«Сейчас в Бишкеке живут 500 тысяч человек – половина из них не могла проголосовать, использовав форму №2: у них нет паспортов, прописки или дома. Мы решили эти вопросы по доступу к соцпособиям. Дай Бог, мы решим ваши вопросы, чтобы на следующих выборах вы могли проголосовать по форме №2», — заявил Кочкоров.

Также председатель партии «Чон Казат» Мамытканов упомянул о форме №2. Он заявил, что партии, которые «перевозят» полмиллиона человек по этой форме, и пройдут в парламент.

«Но будет ли народ верить этим партиям? Это уже другой вопрос», — сказал Мамытканов.

Лидер партии «Замандаш» Жениш Молдокматов также заявил, что у многих «олигархов, бандитов и очень опасных людей, которые воруют деньги из кошельков и казны народа» появилась возможность стать депутатами из-за формы №2.

«У них есть все возможности стать депутатами, так как они ввели в список по форме №2 482 тысяч избирателей. Если эти люди придут к власти, бороться с коррупцией будет очень тяжело», – сказал он.