На гостелеканале ОТРК 28 декабря стартовал первый тур дебатов между кандидатами, участвующими в выборах в президенты Кыргызстана.

Восемнадцать кандидатов посредством жеребьевки разделили на группы по шесть человек на каждый день двух туров.

Сегодня на дебатах встретились Канатбек Исаев, Клара Сооронкулова, Адахан Мадумаров, Аймен Касенов, Бактыбек Калмаматов и Каныбек Иманалиев.

Видеотрансляция:

Легитимность Жапарова

Все кандидаты сошлись на мнении, что Садыр Жапаров незаконно пришел к власти. Клара Сооронкулова, как бывшая судья Конституционной палаты, усомнилась в оправдательном приговоре Жапарову. Она предположила, что на судей могли оказывать давление и считает, что Жапарова должны были хотя бы оправдать законно, даже если осудили незаконно.

Каныбек Иманалиев посетовал на то, что сейчас из-за «нелегитимности» правления Жапарова, авторитет страны на международной арене упал. Он привел в пример то, что после назначения Жапарова и.о. президента его поздравил лишь посол Китая в Кыргызстане, а также приостановку всех международных соглашений по кредитам и грантам.

Канат Исаев подчеркнул «незаконность» участия Жапарова в выборах тем, что сам отказался от исполнения обязанностей президента для того, чтобы иметь право баллотироваться сейчас.

«Законодатели специально учли это, чтобы все кандидаты были на равных условиях. Но сейчас этот человек поставил везде своих близких и получил преимущество. Как при том, что на многих постах сидят мекенчиловцы, мы можем говорить о равных условиях?» — вопрошает лидер партии «Кыргызстан».

На вопрос Мадумарова об угрозах со стороны сторонников Жапарова Исаев ответил, что по тому, как не были приняты меры в отношении тех, кто угрожал ему, а также стрелял 9 октября в машину Атамбаева, можно судить о том, каким будет развитие страны.

Бактыбек Калмаматов же считает, что только из-за Жапарова президентские выборы с юридической точки зрения «абсолютно нелегитимны», а его победа приведет Кыргызстан в бездну.

«Мы не должны это скрывать, мир нас не признает. На планете кроме Кыргызстана есть еще около 200 государств. Они думают, что отгородившись от всего мира, будут делать, что им заблагорассудится — даже в каменном веке такого не было. Как будто из леса выпрыгнули 20 обезьян и правят государством», — сказал Калмаматов.

Также он неоднократно заявил, что ГКНБ оказывает «давление» на главу Верховного суда Гульбару Калиеву из-за того, что она указала на то, что Жапаров не имеет права участвовать в выборах. При этом он усомнился в назначении соратника Жапарова Камчыбека Ташиева главой ГКНБ — по мнению Калмаматова, временный президент не имеет на этой полномочий.

Каныбек Иманалиев поинтересовался, было ли у Жапарова право помиловать 230 заключенных и назначать судей. Мадумаров отдал Сооронкуловой свои 40 секунд и сказал, что полностью согласится с мнением юристки.

Сооронкулова отметила, что помилование провели достаточно скрытно: не было обоснования помиловани, точного числа освобожденных и их характеристики. Также она подчеркнула, что и.о. президента не имеют полномочий принимать такие важные решения, потому что он не несет потом ответственности за них.

При этом почти все кандидаты указали на то, что нынешняя власть использует админресурс для продвижения кандидатуры Жапарова.

Мадумаров даже рассказал, что видел, как полпреды правительства «встречают» кандидата в регионах, а сотрудники МВД и ГКНБ «бегают» по его делам. По словам Мадумарова, силовики допрашивают людей, которые пришли на встречи с другими кандидатами.

Кандидаты настаивают, что все в решения, которые были приняты Жапаровым после 5 октября, должны быть отменены.

Конституционная реформа

На 10 января, в один день с президентскими выборами, назначен референдум. Избиратели должны проголосовать за парламентскую и президентскую форму правления или же выбрать вариант «Против всех». Инициирован референдум был Садыром Жапаровым через депутатов.

Все присутствовавшие на дебатах кандидаты в президенты сошлись во мнении, что Кыргызстану нужен парламентаризм. Однако, Адахан Мадумаров заявил, что «пока народ сам не будет принимать решения, ни суперпрезидентская, ни супер-парламентская формы правления не помогут». По его мнению, дело не в системе правления, а в обществе.

Аймен Касенов согласился с Мадумаровым и предложил ввести электронный курултай, для того, чтобы народ сам следил за тем, как работает государство. Он также выступил за двухпалатный парламент.

Другой кандидат в президенты Каныбек Иманалиев заявил, что гарант демократии — это парламент.

«21 век это век парламентаризма. Будущее кыргызстана это истинный парламентаризм. Нам нужен ответственный парламентаризм», — считает депутат.

А Бактыбек Калмаматов сравнил президента с аппендицитом.

«Президентский институт, как аппендикс, потому что и без президента государство может работать», — заявил он.

Клара Сооронкулова считает, что проблема не в парламентаризме, а в депутатах, которых контролирует президент. С ней согласился и Канат Исаев. По его словам, депутаты добровольно отдали свои полномочия президенту. Он заявил, что признает свою вину, как депутат, и попросил за это прощения.

Судебная власть

Во время дебатов кандидатам задали вопрос о реформе судебной власти — именно эту ветвь власти Садыр Жапаров забыл в своем недавнем интервью блогеру Эльдиру Кененсарову.

Все участники сошлись во мнении, что суды нуждаются в кардинальных реформах, а судьи должны нести ответственность за несправедливые и «антинародные» решения. Кроме того, все согласились, что в судебной ветви власти необходимы люстрации.

Кандидатка в президенты Клара Сооронкулова завила, что зачастую суды выполняют распоряжения Госкомитета нацбезопасности (ГКНБ), президента и прокуратуры.

«Если мы хотим очистить судебную власть, нужно начать с Верховного суда, начать люстрацию по недвижимости. Всех без исключения надо проверять, а новые выборы судей проводить по другим механизмам», – сказала она.

По ее словам, освобождение Садыра Жапарова – иллюстрация того, что «все делается для блага судей, а не людей».

«Зачем далеко ходить: те, кто сегодня правят, были оправданы за пять минут, а тем временем простые люди ждут справедливости годами. Наши судьи — бессильные, бесхребетные представители, трудно сказать, власти», – сказала Сооронкулова.

Некоторые участники предложили проверять нравственные качества судей, обратить внимание на духовную составляющую и совесть, а в качестве наказания использовать моральное порицание.

Кандидат Каныбек Иманалиев сообщил, что Генпрокуратуру и Верховный суд «составить некий список, как список Магнитского — список проклятья», чтобы судьи чувствовали моральную ответственность.

«Судья за неправомерное решение должен стать изгоем, это ключевой фактор ответственности перед народом», – сказал кандидат Аймен Касенов.

Клара Сооронкулова не согласилась с ними, отметив, что «моральное порицание проблему не решит».

«Судей, выносящих несправедливый приговор, нужно наказывать жестко. Основная проблема в дисциплинарной комиссии, которая чаще всего ограничивается предупреждениями. Тут круговая порука — рука руку моет. Надо от этого избавляться», – сказала она.

Текстовая трансляция: