Пресс-служба президента сообщила, что и.о. главы государства Талант Мамытов 5 января подписал законопроект об экономической амнистии. Он позволит кыргызстанцам не садиться в тюрьму, а откупиться за ряд преступлений, возместив определенный государством ущерб. Также поможет легализовать незаконно нажитые бизнес и имущество.
Депутаты парламента приняли соответствующий законопроект 23 декабря сразу во втором и третьем чтениях. Тогда против проголосовали только Дастан Бекешев, Айсулуу Мамашова и Наталья Никитенко.
В парламенте приняли во втором и третьем чтениях закон, который позволит не садиться в тюрьму, а откупиться за ряд преступлений. И вот как проходило голосование по этому проекту. pic.twitter.com/AOzz5vwabh
— Kloop (@kloopnews) December 23, 2020
Ранее Бекешев назвал инициативу «законным откупом», так как по его мнению она делит нарушителей закона на имущих и неимущих и нарушает конституционное положение о равенстве перед законом.
Кроме того, известно, что жена одного из авторов законопроекта Акылбека Жапарова выплачивает в финпол компенсацию в 200 млн сомов, но как конфликт интересов это никто не учитывает: на соответствующий вопрос Бекешева представитель финпола ответить не смог.
Экономическая амнистия другого Жапарова
По сути новый закон укрепляет и расширяет экономическую амнистию Садыра Жапарова, которая действовала с 21 октября по 21 ноября. Она противоречила действующему законодательству республики, но по данным Генпрокуратуры, амнистией все же воспользовался ряд кыргызстанцев.
О том, что такие поправки в Уголовный кодекс готовятся, заявлял в конце октября депутат Дастан Бекешев. По его словам, поправки, инициированные Садыром Жапаровым, несут большие риски и открывают поле для разного рода злоупотреблений.
«Допустим, поймают какого-нибудь человека, который занимался бизнесом, и скажут: «Ты уклонялся от налогообложения», быстро начнут его расчехлять по этому законопроекту. Естественно, никому не хочется сидеть в СИЗО», — отметил он.
По словам нардепа, каждый согласится на то, чтобы оплатить ущерб и «идти домой». Он добавил, что несмотря на «благие намерения», есть очень большие риски и угрозы по этому законопроекту.