Генеральный прокурор Курманкул Зулушев в эфире передачи Радио «Азаттык» «Ынгайсыз суроолор» («Неудобные вопросы») заявил, что возмещение коррупционерами ущерба государству не означает, что они уйдут от ответственности.

По его словам, они соглашаются на сделки со следствием и возвращают нанесенный ущерб, чтобы избежать заключения под стражу, пока идет следствие.

«Но это не означает, что они уйдут от ответственности. Дела расследуются и передаются в суд. По тому же Матраимову, например, дело передано в суд. Они возмещают ущерб, потому что не хотят сидеть в СИЗО пока идет следствие и выбирают домашний арест. Это мера предусмотрена в законодательстве. В экономических преступлениях важно возместить причиненный ущерб. Например, по делу о коррупции в ТЭЦ – был выявлен большой ущерб, сколько людей сидят в тюрьме, но ни сома в бюджет государства возвращено не было», — сказал генпрокурор.

Матраимов — имеется ввиду Райымбек Матраимов, экс-зампред таможни и фигурант журналистского расследования о коррупции и контрабанде, в ходе которой из страны незаконно вывезли более 700 миллионов долларов. США внесли Райыма Матраимова в санкционный «Список Магнитского», как и его супругу из-за их связи с коррупцией. Матраимов был задержан в октябре — следствие подозревает его в создании коррупционной схемы на таможне. Его отпустили в тот же день под домашний арест и Садыр Жапаров — на тот момент премьер — сказал, что арест экс-чиновника ничего бы не решил. Матраимов был отпущен, потому что согласился выплатить государству 2 миллиарда сомов нанесенного ущерба.

«Конечно, мы можем и арестовать. Если народ этого потребует, можно посадить его за 5 секунд. Но арест не решит проблему. Тогда дело затянется на годы. Должен быть суд, имущество нужно конфисковать, будут арестованы счета. Если сам он будет сидеть, никто не сможет взять ни сома с его счетов. Поэтому мы пошли на такой шаг. Он будет под домашним арестом. Я считаю это правильным решением», — сказал тогда Жапаров.

После этого Жапаров объявил экономическую амнистию. Он предлагал коррупционерам, а также нарушившим закон чиновникам и предпринимателям добровольно возместить награбленное и обещает освобождение от всех видов наказаний и конфиденциальность.  Стартовала амнистия 21 октября и должна была действовать 30 дней.

В конце декабря Матраимов возместил обещанные два миллиарда. Большую часть — 1,4 млрд сомов — он перечислил на спецсчет минфина, а остальную отдал в виде торгового центра и девяти жилых квартир.

В январе был подписан и.о. президента Талантом Мамытовым законопроект  об экономической амнистии. Депутаты парламента приняли соответствующий законопроект 23 декабря сразу во втором и третьем чтениях. Тогда против проголосовали только Дастан Бекешев, Айсулуу Мамашова и Наталья Никитенко. Закон укрепил и расширил экономическую амнистию Садыра Жапарова, которая действовала с 21 октября по 21 ноября.

Возможность избежать уголовной ответственности за присвоение имущества и лжепредпринимательство. Рассказываем, что прописано в законе об экономической амнистии