23 октября президент Садыр Жапаров провел свою пресс-конференцию, отчитавшись за год работы главой государства. Ведь год назад, спустя пару недель после освобождения из колонии, Жапарова избрали премьером, в том же месяце он добился отставки Сооронбая Жээнбекова с поста президента и стал исполняющим обязанности лидера страны. 

У пресс-конференции Жапарова, определенно, был свой стиль, непохожий на аналогичные мероприятия Алмазбека Атамбаева или Сооронбая Жээнбекова. Дежурные по похвале тут тоже были, но максимумом стало поздравление в адрес Жапарова за то, что его, оказывается, признали самым симпатичным президентом Кыргызстана. Никаких громоздких комплиментов и практически поклонов в стиле жээнбековских встреч с прессой не было.

Хотя больше всего о цифравизации говорили прежние президенты, мероприятие Жапарова было, пожалуй, самым современным — широкие экраны, данные и много-много инфографики. Пока схемы, цифры и графики показывались на заднем фоне, президент зачитывал с планшета отчет успехов за год — а после, отвечая журналистам на вопросы, тоже посоветовал им пользоваться планшетом.

Так какие успехи то?

Если верить отчету президента, то в Кыргызстане:

  • Усилены меры по развитию экономики;
  • Созданы условия для обеспечения людей доступным жильем;
  • Государством уплачены кредиты граждан на сумму в 734 млн сомов;
  • Создаются благоприятные условия для бизнеса;
  • Зарплата госслужащих стала выше;
  • Пособия тоже повысили;
  • 42 млн сомов выплачены в качестве компенсаций семьям, потерявшим близких из-за коронавируса;
  • Строятся школы и детсады;
  • Проводятся чемпионаты, а спортсмены получают международные награды (что скорее заслуга спортсменов и тренеров);
  • Оказывается помощь афганским кыргызам;
  • Проводятся реформы в сфере электробезопасности;
  • Возобновлена работа двух заводов и будут новые рабочие места (но проводится оптимизация на госслужбе, так что люди лишатся работы);
  • Строятся дороги;
  • Отремонтированы аэропорты;
  • Баткенскую область восстанавливают;
  • Армию — усиляют;
  • Силовикам строят дома;

Если у журналистов и возникли какие-то сомнения в отчете президента, вопросы они задали уже после того, как президент закончил презентацию. Успели задать 56 вопросов на разные темы, даже о его попытке суицида в начале заключения в 2017 году, дружбе с Камчыбеком Ташиевым, отношении к оппонентам, родне у власти.

На что-то президент ответил более или менее подробно, на что-то — невнятно. Подтвердил, что Ташиев живет в резиденции. Пообещал, что гонений в адрес журналистов не будет. Довольно несерьезно хмыкнул на новость о понижении индекса безопасности женщин.

Признал Райымбека Матраимова коррупционером, которому из-за этого не место в кабмине — хотя не был достаточно критичен к персоне бывшего таможенника. Сказал, что в Кыргызстане борются с криминалом, бояться нечего, однако воры есть везде. Признал что ведет свой фейсбук сам — но вешать вину на президента за неоднозначные посты, шеры фейков и странные комментарии рано, он говорит, что доступ к профилю есть и у его помощников и они иногда делают публикации.

Жапаров признал себя политическим узником — в 2017 году он вернулся в Кыргызстан для участия в выборах, но его задержали по делу о захвате в заложники губернатора Иссык-Кульской области Эмильбека Каптагаева. При этом сам Каптагаев был на стороне Жапарова и считал, что его вина не доказана. На улице бушевали протесты, сторонников Жапарова задерживали, а сам он ранил себя в заключении. За время заключения умерли его родственники, в том числе сын. А 2 марта 2020 года его сторонники устроили масштабный митинг на площади, требуя его освобождения — а власти просили время подумать.

Жапаров не признает политическим узником Алмазбека Атамбаева. Говорит, что на бывшего главу государства возбуждено много дел. А дел действительно много — и из-за освобождения кримавторитета Азиза Батукаева, и за октябрьские протесты 2020 года, и за штурм атамбаевской резиденции. Еще незаконная выдача паспортов Кыргызстана туркам. Атамбаев виновным себя не считает, а дела по большей части называет политическими и даже «высосанными из пальца».

Возвращаясь к 2020 году и своему освобождению из колонии Садыр Жапаров говорит, что власть в стране не захватывал и из принципа добивался власти законно, через депутатов — которые признали его премьером, хотя часть жаловалась на нелегитимность такого решения.