Журналисты Temirov Live на своем YouTube-канале опубликовали видео в котором затронули разницу в товарообороте Кыргызстана с Китаем.

Расследователь Болот Темиров отметил, что при президентстве Сооронбая Жээнбекова Государственная таможенная служба считалась самым коррумпированным ведомством. Он напомнил, что нынешний президент Садыр Жапаров, который пришел к власти на волне октябрьских событий, обещал бороться с коррупцией на таможне.

Однако несмотря на обещания властей, Темиров говорит, что в 2021 году разница между данными кыргызской и китайской сторон в импортной статистике выросла до 4,2 раз. Эксперты говорят, что расхождения в статистике импорта связаны с коррупционными схемами на таможне и контрабандой товаров.

Так, по данным китайской стороны, они завезли в Кыргызстан товаров и услуг на $6 млрд 200 млн, но кыргызская таможня говорит, что это сумма в разы меньше — $1 млрд 400 млн.

«Разница в $4 млрд 800 млн. Только по НДС, а это 12%, бюджет [Кыргызстана] возможно недополучил $573 млн. [Это не считая] таможенных пошлин и другие сборы», — отметил расследователь.

О том, что есть огромная разница в товарообороте между Кыргызстаном и Китаем известно давно. Одной из причин этого кыргызские власти называли разницу в методологии учета товаров в Кыргызстане и Китае.

Однако Темиров отмечает, что данные об экспорте кыргызских товаров в Китай не отличаются.

Скриншот из видео Temirov Live.

Издание Tazabek в своем исследовании на эту тему писало про одну из коррупционных схем, которая позволяет провозить товары и искажать статистику. Так, сотрудники таможни при экспорте дорогостоящей продукции вписывают в декларации более дешевые товары, тем самым торговцы недоплачивают пошлину и искажают статистику.

«Нам заявляют, что между Кыргызстаном и Китаем разные методики подсчета. Они, конечно, разные, но нам уже на протяжении 10 лет такие басни рассказывают. За это время [Кыргызстан и Китай] вполне могли бы привести в соответствие методики подсчета», — отметил председатель Ассоциации грузоперевозчиков Кыргызстана Темирбек Шабданалиев.

6 апреля этого года глава Кабинета министров Акылбек Жапаров поручил в трехдневный срок выяснить с чем связано расхождение данных.

«Несоответствие данных составляет более 2 000 машин. Надо выяснить, с чем это связано. Китайская сторона заявила, что объем перемещаемых товаров через пункты пропуска достиг до пандемийного уровня. У нас совершенно другие цифры», — говорил он.

Уже 13 июня в пресс-службе Минэкономики сообщили, что глава ведомства Данияр Амангельдиев встретился с гендиректором по международной торговле и экономическим вопросам Министерства коммерции Китая Ю Бенлином. На встрече они также обсудили расхождение в товарообороте между странами.

Амангельдиев отметил, что разница в 2021 году выросла до 4,1 раза. Ю Бенлин сказал, что Китай заинтересован в решении данного вопроса и предложил организовать серию встреч китайских и кыргызских технических экспертов, отвечающих за составление статистических расчетов импорта и экспорта.

«Нам необходимо выявить на техническом уровне причины возникновения данного расхождения, провести анализ и выработать предложения по исправлению данной проблематики», — сказал он.