Оригинал материала опубликован на сайте радио «Азаттык»

Валютный рынок Кыргызстана последние полгода испытывает сильные потрясения в виде резкой волатильности курсов, наплыва спекулянтов и постоянной смены правил игры. Эксперты указывают, что в условиях нехватки наличности и различных ограничений в страну вернулся черный рынок валют, в котором, вероятно, участвуют коммерческие банки.

Главной причиной сложившейся ситуации стал массовый вывоз наличности за рубеж. Регулятор заявляет, что запрет на вывоз наличных долларов из страны не вводился, поскольку такое ограничение может негативно отразиться на экономической стабильности и благосостоянии населения страны.

Дополнительными факторами недостатка наличных долларов США, как поясняет Нацбанк, являются нарушение логистических цепочек поставки в страну наличных долларов США и спекуляции из-за курсовой разницы «рубль/доллар США».

Нацбанк для борьбы со спекулянтами ввел временные ограничения на денежные переводы. С апреля они выдаются только в валюте страны-отправителя или в сомах. Например, отправленный из России в долларах или евро перевод можно получить только в рублях или сомах, перевод из Казахстана выдадут только в тенге или сомах.

Кроме того, для предотвращения сговора между банками и обменными бюро, Нацбанк ввел ограничение для банков на продажу валюты обменкам в пределах суммы оборотных средств обменок.

Но ассоциация обменных бюро обеспокоена этим решением. По словам руководителя организации Думана Рыскулова, в настоящее время ассоциация готовит письмо, в котором перечисляет возможные риски после принятия документа.

Рыскулов отмечает, что в стране на данный момент образовалось три обменных курса иностранной валюты. Первый — официальный курс на валюту в безналичной форме, второй курс действует в коммерческих банках на наличную валюту, но с условием ограничений при продаже в одни руки, третий курс — курс обменных бюро, где ограничения на наличную валюту тоже имеются, но менее чувствительные. На фоне этого стали появляться телеграм-каналы, где предлагается обменять валюту нелегально и без лицензии.

«Судя по перепискам в этих каналах, можно понять, что там крутятся бешеные деньги. Мы обращались в Национальный банк, чтобы были приняты меры по искоренению данных групп и сообществ для существования реального конкурентного рынка, который будет формироваться на основе спроса и предложения. Но Нацбанк по какой-то причине решил пойти иным путем, ограничивая сначала покупку казахской валюты. Уже несколько месяцев курс должен устанавливаться на 70% ниже курса НБ КР. А 22 июля ввели еще одно ограничение, которое может повлечь определенные последствия», — прокомментировал изданию «Акчабар» Думан Рыскулов.

Глава ассоциации объяснил, что ранее обменные бюро, получившие лицензии Национального банка, могли заключать двусторонние соглашения с комбанками о конвертации валют. Объемы сделок и курс, по которому они проводились, обсуждались также в двустороннем порядке без вмешательства Нацбанка. Таким образом, обменные бюро при необходимости выступали посредниками между банками и их клиентской базой.

«Теперь же юрлицо при обороте в 1 млн сомов может за один календарный день совершить для клиента одну сделку с коммерческим банком примерно на $11 тысяч. После этого работа останавливается. Таким образом после принятия данного постановления спрос и предложение не будут в полной мере влиять на рынок. Реального курса мы можем и не увидеть», — считает Рыскулов.

По словам активиста Азима Азимова, черный рынок валют в Кыргызстане уже вовсю процветает, а наличность утекает в Россию:

– Обменные бюро на Моссовете пишут, что покупают доллары по 82 сома, а продают по 84 сомов. Но по этому курсу невозможно купить даже 50 долларов. Недавно мне понадобились доллары для выплаты кредита, знакомые обменщики рассказали, что Моссовет скупает всю имеющуюся наличность, а затем по завышенному курсу отправляет ее в Россию. К сожалению, неэффективная политика Нацбанка привела к тому, что у нас сейчас нет возможности купить доллары. Зато появился черный валютный рынок. Местный курс невыгоден обменкам, поэтому они продают всю наличность в Россию.

Азимов обращает внимание на то, что в кризис банки не пострадали, а, наоборот, значительно увеличили свои доходы. Он полагает, что Нацбанк может принимать решения в сговоре с частными банками или в интересах определенных групп людей.

Руководитель ассоциации обменных бюро Думан Рыскулов заверяет, что обменки не имеют никакого отношения к черному рынку. По его словам, организация обращалась в Национальный банк и МВД с просьбой принять меры в отношении телеграм-каналов, где ведется незаконный оборот валюты.

Скриншот одного из телеграм-каналов по обмену валют.

Участники телеграм-каналов предлагают наличные доллары по курсу выше рыночного. Они договариваются с клиентами о месте встречи, где происходит операция по купле-продаже валюты. Однако покупатель рискует попасть в руки мошенников, ведь в этом случае никто не может предоставить какие-либо гарантии.

Один из продавцов валюты, представившийся Русланом, рассказал, что у него всегда найдется наличность. По его словам, он продает деньги, полученные в банках:

– У меня сейчас четыре тысячи долларов. По 85 почти нигде нет. Я вам дам номер моего друга, деньги сейчас у него. Завтра еще будут. Это деньги из банков, поэтому тут все надежно. Это настоящие доллары из банков.

Продавец Элмар предложил 20 тысяч долларов по курсу 85 сомов. Он заверил, что может найти наличность на любую сумму:

– Окончательно по 84,8 могу дать. Деньги есть. Сохраните мой номер, если буду нужен. У нас всегда есть наличность.

В одной из телеграм-групп пользователь Аруун предостерег продавцов от обмена валюты по завышенным курсам:

– Ребята, кто продает по курсу выше 84,5 сома. Будьте осторожны. Нацбанк вместе с силовиками задерживают. Мне позвонили, сказали, что ловят продавцов на Моссовете, возле ЦУМа и ГУМа.

Эксперт по финансам Арсланбек Кененбаев предупреждает, что появление черного рынка чревато последствиями:

– Я разговариваю с работниками обменок, банкирами, предпринимателями. К сожалению, у нас формируется черный рынок валют. Вам нигде не продадут по официальному курсу ни доллары, ни евро. Все вывозят за рубеж. В комбанках валюту выдают с трудом, и то если сможете договориться. В обменках вам на ухо прошепчут, что если стоит курс по 83, они продадут вам 100-200 тысяч долларов по курсу 85 сомов. Если все так будет продолжаться, появится черный рынок, что не есть хорошо.

Несмотря на кризис и резкие колебания на валютном рынке, прибыль банковского сектора Кыргызстана резко выросла. Арсланбек Кененбаев отмечает, что после анализа банковского сектора и изучения отчетов банков выяснил, что с марта по июль 2022 года маржа банков выросла на 343%. В анализе говорится, что такую прибыль банки получили не за счет процентов за кредиты, а за счет валютных операций. Как отметил Кененбаев, согласно данным Национального банка, процентный доход от кредитов вырос на 17,5%, а доход от беспроцентных операций – на 335%.

«По сравнению с пятью месяцами прошлого года, все банки заработали на 20 млрд сомов больше. Если за пять месяцев прошлого года операционная прибыль составляла 6 млрд сомов, то в этом году – 26 млрд сомов. Это 250 млн долларов. За пять месяцев! Если так продолжится до конца года, то за счет валютных операций банки заработают более полумиллиарда долларов», — отмечает он.

Минэкономики поясняет, что резкие колебания на валютном рынке Кыргызстана связаны с экономическим кризисом в России.

Введение санкций против России и отключение ее от международной системы SWIFT негативно повлияли на экспортно-импортные операции. Между переводимыми из России рублями и экспортируемым товаром не наблюдается баланса. Министерство отмечает, что в связи с изменениями системы возникли проблемы с доставкой в страну иностранной валюты.

Автор материала: Кубатбек Айбашов.