Об этом со ссылкой на Ассоциацию международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) сообщают «Известия». В России утверждают, что Казахстан нарушает международные соглашения. Очередной транзитный конфликт между Астаной и Москвой может вызвать перебои с доставкой европейских товаров в Кыргызстан и другие страны Центральной Азии.

«Мы знаем о восьми случаях задержания автопоездов российских перевозчиков [в Казахстане]. Часть из них находится на стоянках для нарушителей, каждый день хранения на которых обходится дорого (около трех тысяч долларов — прим.ред.). Другие — на таможенных терминалах. Некоторые автопоезда стоят прямо на дороге. Все документы у водителей изъяли, поэтому они никуда не могут уехать», — сообщил «Известиям» представитель АСМАП.

Война в Украине изменила схему автомобильных грузоперевозок между ЕС и Центральной Азией. Раньше европейские грузовики могли ездить через Россию, а российские — через Евросоюз. После взаимных санкций европейские тягачи довозят прицепы с грузом до границы с Россией, а оттуда европейский груз в Казахстан везет уже российский тягач. Все маршруты из России в Центральную Азию идут именно через Казахстан.

Однако сейчас, по данным Минтранса РФ, власти Казахстана стали требовать от российских водителей разрешительные документы на грузы, выданные не отечественному, а предшествующему перевозчику, то есть компании из ЕС — той, которая везла эти же товары по Евросоюзу до Беларуси или России. Но эти структуры не передают документы друг другу, а само новое правило противоречит положениям соглашений о международном автомобильном сообщении, сказали «Известиям» в АСМАП.

К тому же у водителей есть казахстанские разрешения, указано в письме из российского Минтранса к коллегам из Астаны. В ведомстве считают новые требования необоснованными и попросили Казахстан отменить их и освободить задержанные фуры без наложения штрафов.

Официальных комментариев из Астаны по этому поводу пока нет.

Президент российской ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин предположил в беседе с «Клоопом», что задержание фур может быть связано с «геополитикой», с лоббированием интересов казахстанских перевозчиков (сейчас европейские грузы в Центральную Азию возят беларусы и россияне) или с характером самого задержанного груза, о котором пока ничего не известно.

Это не первый случай блокады транзитных грузов между Казахстаном и Россией. И не только автомобильных. В 2022 году, после официального отказа Астаны помогать Москве с обходом западных санкций, Россия несколько раз останавливала транзит казахской нефти через терминал в Новороссийске.

В 2016 году Россия запрещала транзит украинских грузов, следующих в Центральную Азию. В 2015 году, когда Турция сбила российский самолет на границе с Сирией, аналогичный запрет Москва вводила на транзит турецких товаров через Россию.

Блокировка транзита российских фур с европейскими грузами через Казахстан может привести к перебоям в поставках этих товаров в Кыргызстан, Узбекистан и Таджикистан. Альтернативные маршруты транзита — через Турцию и Иран, а также через Турцию и Азербайджан — существенно длиннее и дороже.