Мэрия Бишкека ранее сообщала, что забронировала баткенцам места в гостиницах столицы. Однако свободные номера закончились, и бежавших из Баткена людей стали заселять в общежития с антисанитарными условиями.
В Бишкек продолжают прибывать жители Баткенской области, вынужденные бежать из зоны боев на границе с Таджикистаном. К вечеру 21 сентября в Республиканский штаб помощи баткенцам в столичном Дворце спорта обратились 380 переселенцев. Но разовая гуманитарная помощь для них кончилась, жилье оформляют долго, а в том, что дают, бывает невозможно жить.
В этом убедилась журналистка Нуржамал Джанибекова. «Уровень организации Республиканского штаба по помощи баткенцам — это просто… Сегодня я попробовала на себе, каково получать помощь в Бишкеке бежавшим из боевых зон семьям. Спойлер: очень стремно», — рассказала она у себя в Твиттере.
«Часа три, если не больше, мы ждали пока организуют транспорт, — рассказывает она. — Нам сказали, что отвезут в общежитие в Свободной экономической зоне. Спустя три часа мы наконец-то дождались несчастные 2 маршрутки, которые выехали в сторону СЭЗ. Через минут 20 маршрутка просто остановилась. Оказалось, что СЭЗ уже не принимает людей. Минут 30 мы просто стояли на дороге, пока не было решено, что людей заселят в село Байтик».
По её словам, в тот день в Байтик привезли около 15 семей. Всех их заселили в грязное общежитие профлицея с разбитым полом и мебелью.
«Когда мы приехали туда, то оказалось, что это старое, убитое, страшное общежитие. Менеджеры которого даже не были в курсе, что к ним отправляют людей. Комнаты все были грязные, на кроватях не было ни матрасов, ни одеял», — сказала она.
Кормить переселенцев в Байтике тоже никто не собирался. Хотя, по словам Джанибековой, при заселении власти обещали обеспечить баткенцев трехразовым питанием, одеждой и лекарствами.
«Самое убийственное, там не работает кухня и никакой еды людям давать не будут, точно также, как и другой обещанной гумпомощи. Принимающая в общежитие женщина сказала, что матрасов пока нет, они все у студентов, которые там живут. А питание смогут дать только, если государство что-то организует. И многие женщины с малюсенькими детьми так и остались в этом страшном общежитии без никаких условий», — сообщила журналистка.
Среди беженцев из Баткена была больная пожилая женщина с дочерью. «У бабушки язва желудка, ей нужно нормально питаться, а еще скоро в Бишкек приедут ее внуки из разгромленного села. Оставаться в этом общежитии — не вариант. Она пока вернулась в Беловодское к своей родственнице», — сказала она.
Джанибекова считает, что власти должны улучшить организацию помощи.
«Я не могу пока сложить в голове, почему государство так ужасно все организовывает. Эти люди живут в стратегическом месте. Защищают от захвата таджиками наши земли. Им почти ежегодно приходится эвакуироваться и бежать непонятно куда.
Меньше всего, что хочется делать, это в 74 года без денег в чужом городе просить помощи и ждать, пока тебя не отвезут в убитое общежитие. Иметь при этом высокое давление, больной желудок и ноги», — негодует журналистка.
Не пишите негатив, таджики увидят
Глава Службы информационной политики администрации президента Дайырбек Орунбеков назвал случай в Байтике единичным. Он заявил «Клоопу», что комната с обшарпанным полом была единственной в общежитии.
«Увидели именно эту комнату и теперь обсуждают [в соцсетях]. В селе Байтик условия есть, только именно в одной комнате не было. Я сегодня уточнил, ей [бабушке из Баткена] выдали именно этот номер. Вы же сами видите, что показывают [в соцсетях] два твердых хлеба и ищут плохое во всём в такое [трудное] время.
Всех расселяют в нормальные места», — уверяет Орунбеков.
Сейчас, по его словам, всех переселенцев обеспечивают горячим питанием. Почему государство не выдаёт единоразовую гумпомощь, он обещал выяснить.
Чиновник признается, что власти не были готовы к массовому переселению баткенцев. «Во-первых, это было неожиданно. У нас же не было специальных лагерей для таких ситуаций. Создаем те условия, которые под силам. В одном месте есть условия, в другом нет. Всех расселяем и условия улучшаем», — заверил Орунбеков.
Кроме села Байтик, беженцев из Баткена с 22 сентября расселяют в пансионаты на Иссык-Куле.
«На Иссык-Куле тоже около 1000 мест приготовлено. Автобусы есть. Там созданы условия. […] На Иссык-Куль мы отправляем и для того, чтобы они (переселенцы) прошли реабилитацию, чтобы дети забыли про выстрелы», — сказал он.
Пользователей социальных сетей представитель администрации президента просит не фокусироваться на негативе.
«Мы же всё объясняем. В некоторых делах бывают минусы и они только на это обращают внимание. Это же испытание для всех нас — народа, государства, вас и меня. Мы раньше в мирное время могли критиковать друг-друга и находить негатив. Сейчас же это внешнее нападение. В такое время журналистам и блогерам нужно быть объективными и вспомнить об интересах государства. Если таджикская сторона увидит это (негатив), то будет говорить, что вот, мол, кыргызская сторона не может сама распределить помощь или государство не заботится народе, и будет использовать это в своих целях», — рассуждает чиновник.
«Приезжают с новорожденными детьми, нужна одежда»
Тем временем волонтёры каждый день просят неравнодушных граждан помогать переселенцам с питанием и одеждой. Многие баткенцы приезжают без необходимых вещей — их одежда и предметы первой необходимости либо сгорели, либо в спешке их не успели забрать.
23 сентября возле палаток у Дворца спорта людей было особенно много, сообщает корреспондент «Клоопа». Там в большой очереди стоят дети, их родители и пожилые женщины.
Один из волонтёров во Дворце спорта рассказал, что в пункт приёма баткенцев каждый день приезжает по 200-300 человек. Всех регистрируют, а потом пытаются найти для них жилье. Но здесь уже как повезёт.
«Свободные номера если есть, то отправляем туда. Также отправляем в военные части, мечети и медресе. Некоторые граждане даже сами приезжают и забирают их к себе домой. Есть баткенцы, которые селятся у своих родственников», — рассказывает волонтер.
В группах, созданных активистами, ежедневно можно увидеть сообщения от неравнодушных граждан, готовых приютить беженцев.