Глава Госкомитета нацбзопасности Камчыбек Ташиев 26 сентября рассказал журналистам о подписанном протоколе №42 по кыргызско-таджикской границе.
Он отметил, что подписанный им и главой ГКНБ Таджикистана Саймумином Ятимовым протокол №42 направлен на «сдерживание» конфликта и на то, что чтобы их не происходило.
«Мы не подписали протокол о передаче земли кому-либо, не было подписи для определения границ», — подчеркнул Ташиев.
Согласно протоколу №42, стороны для предупреждения конфликтов в будущем решили законсервировать по одной заставе и по три пограничных поста. C кыргызской стороны: застава «Тамдык» и посты «Булак-Башы», «Катта-Туз» и «Дача». С таджикской стороны: застава «Бедак» и посты «Кех», «Каракчикум» и «Шаршара».
«Мы хотим [искоренить] источник конфликта. Наши специалисты обследовали и [сказали], что посты, которые законсервировали, они как раз и являлись источниками этих конфликтов. Чтобы в дальнейшем [конфликтов] не было, мы [их] временно убираем и в дальнейшем какие посты и где будут их устанавливать [решит госкомиссия по делимитации и демаркации границы]», — сообщил он, добавив, что личный состав этих постов уже начали выводить.
При этом в самом протоколе, фотографии которого опубликовал Sputnik.kg, не упоминается о временной законсервации постов.
«До завершения процесса делимитации и демаркации кыргызско-таджикской госграницы не допускать освоения территорий земельных наделов (зеленых насаждений) граждан сторон, демонтажа, строительства и переноса коммуникаций», — говорится в документе.
Ташиев заявил, что законсервирование этих постов не должно нести какую-либо угрозу из-за того, что рядом с ними никто не живет.
«И в “Тамдыке”, и в “Катта-Тузе”, и “Булак-Башы” никто не живет. Эти блокпосты установлены для обозначения территории нашей страны. Я еще раз повторю, никто никому ни одного сантиметра земли не передавал по этому протоколу», — отметил глава ГКНБ.
Он сообщил, что рядом с этими постами установят камеры видеонаблюдения, которые будут работать круглосуточно. Кроме того, по его словам, еще одним пунктом протокола является отвод тяжелой военной техники от границы.
«В ведении Погранслужбы будет только то оружие, которым можно охранять границу, а не воевать. То есть танки и пушки все должны убрать. У [пограничников] должно остаться только то вооружение, которое касается только Погранслужбы», — сообщил он.
Также глава ГКНБ обратился к критикам подписанного протокола. По его словам, до подписания документа он общался с жителями приграничного села Ак-Сай, которые просили его лишь об одном — убрать таджикскую погранзаставу «Бедак».
«Мы вчера четыре часа вели переговоры и выполнили все требования, которые просил народ. Сейчас некоторые, сидя в Бишкеке или еще где-то пишут, что: “Вот границу открыли, они теперь будут заходить”, и распространяют фейки. Я бы хотел к ним обратиться со словами, даст Бог, мы не отдадим ни сантиметра кыргызской земли. Нам нужен мир, а не конфликты и войны. В этом направлении мы работаем и продолжим работать», — сказал он.
По словам Ташиева, за выполнением протокола, подписанного сторонами, будет следить специальная комиссия с каждой стороны. Он отметил, что Кыргызстан и Таджикистан заинтересованы в исполнение этого документа.
При этом он сказал, что никто не сможет гарантировать того, что на границе не будут происходить конфликты. Ташиев подчеркнул, что Кыргызстан будет выполнять все пункты протокола и будет требовать этого же от таджикской стороны.
«Никто не хочет конфликтовать в дальнейшем», — заключил он.
«Это агрессия»
Глава ГКНБ также повторил позицию относительно вооруженного столкновения 14-17 сентября, в результате которого погибли 62 кыргызстанца. По его словам, списки погибших опубликуют после их захоронения.
Ташиев подчеркнул, что конфликт на границе был «заранее спланированной агрессией против Кыргызстана». Он сообщил, что граница была атакована в 15 местах. Это, по его словам, «доказывает о запланированности нападения».
«Мы защищались от тех людей, которые пересекли нашу границу и хотели завоевать нашу территорию. Но этого не случилось […] Есть юристы и международные организации, которые скажут, кто был [здесь] агрессором», — отметил он.
Ташиев подчеркнул, что конфликт происходил на территории Кыргызстана и ни один кыргызский пограничник не пересекал границу.
«Мы не [воевали] с Погранслужбой или армией [Таджикистана], а [воевали] с какими-то чужими гражданскими людьми. Каких назвать не знаю, но боевиками можно называть. Они жестоко относились к нашим пограничникам. С нашей стороны в этом конфликте принимали участие только пограничники», — сказал он.
Вооруженные столкновения на границе
Вооруженные столкновения на кыргызско-таджикской границе в Баткенской области произошли 14-17 сентября. Более 140 тысяч кыргызстанцев, проживающих в приграничных районах, где были обстрелы и шли бои, вынуждены были покинуть свои дома. В нескольких кыргызских селах были разрушены сотни домов.
По данным Минздрава Кыргызстана, в результате вооруженных столкновений на границе погибли как минимум 62 кыргызстанца, пострадали 198. По официальным данным таджикского МИД, в результате столкновений погиб 41 гражданин Таджикистана и более 20 человек пострадали.
Предварительный материальный ущерб Кыргызстана из-за вооруженного конфликта на границе оценивается приблизительно в 1,5 млрд сомов. МИД Кыргызстана 18 сентября назвал произошедшие события заранее спланированным вооруженным актом агрессии Таджикистана в отношении Кыргызстана.
Таджикская сторона в свою очередь обвинила Кыргызстан в этом.