Сотрудники ГКНБ оказывают давление на депутатов, которые голосовали против передачи Кемпир–Абадского водохранилища Узбекистану — депутатов запугивают, а их родных увольняют с госслужбы. Об этом 24 ноября на заседании Жогорку Кенеша заявила депутатка Эльвира Сурабалдиева. Глава ГКНБ Камчыбек Ташиев в ответ заявил, что бишкекский авторынок «Кудайберген», который принадлежит ее семье, платит мало налогов.
Сурабалдиева обратилась к спикеру парламента Нурланбеку Шакиеву с требованием защитить депутатов, выступавших против передачи Кемпир-Абада, от давления со стороны силовиков.
«Мы когда вас избирали, вы говорили, что будете голосом депутатов, отцом и будете защищать. Всех депутатов, которые голосовали против передачи Кемпир–Абада запугивают. Почему мы вас избрали, если вы не можете нас защитить? […] Я понимаю, здесь все боятся, но не до такой же степени. Мы вас для чего избрали спикером? Сидите все вместе за одной тарелкой и нас по одному, может быть лучше застрелите нас? Это что такое?», – возмутилась она и добавила, что всех родных депутатов, голосовавших против передачи водохранилища, увольняют с госдолжностей.
Сурабалдиева рассказала, что сотрудники ГКНБ также оказывают давление на бизнес ее родных.
«Вчера у меня был день рождения. Спасибо вам, уважаемый Камчыбек Кыдыршаевич. Я никогда не забуду подарок, который вы мне сделали на день рождения. Не забуду сотрудников ГКНБ, которые запугивали моего родного брата возбуждением уголовного дела. […] Моих близких родственников на госслужбе нет, а они, оказывается, и дальних снимают. Это постыдно. ГКНБ дошел до того, что говорит о конфискации бизнеса — такого даже в Бакиевские времена не было», – отметила депутатка.
Депутатка рассказала, что летом (когда в парламенте готовилось голосование по Кемпир-Абаду — Ред.) силовики два месяца запугивали и проверяли бизнесы ее родных. По ее словам, не прошло и месяца, как это все вновь повторяется.
«Сотрудники ГКНБ приходят в бизнесы моих родных и запугивают. Говорят “оставим ее (Сурабалдиеву) без денег, на улице останется”. Вы даже видимость демократии не будете создавать? […] Родной брат Камчыбека Ташиева здесь сидит. Говорит “ты же против Кемпир-Абада выступала, пеняй на себя” – как понимать эти слова?», – возмутилась депутатка.
Она обратилась к Ташиеву.
«У вас что, сил только на меня хватает? У вас тоже есть жена и дочери. Моего отца 17 лет назад застрелили Бакиевы [Курманбек Бакиев – беглый президент] средь бела дня. Через 17 лет история повторяется. Не врите, что вы не при чем. Почему тогда два месяца назад приходила налоговая с проверками? А теперь спустя месяц что вы мелочитесь, как будто хотите отомстить? Депутаты здесь даже не могут уже говорить. […] Уже никто с вами и не пререкается. Я настолько в вас разочарована. Я была совсем другого мнения», – сказала она.
Глава ГКНБ Камчыбек Ташиев в ответ сказал: «Мы никому никакое незаконное отношение не делаем и не имеем права». По его словам, «рынок “Кудайберген”, который принадлежит Эльвире Сурабалдиевой и ее родным, не выплачивает налоги».
«На рынке более 3 тысяч контейнеров. Они дают отчет, что собирают с этих контейнеров по 2–3 тысячи сомов. Однако, как минимум по 7–15 тысяч собирают. Если посчитать, все налоги, это не ГКНБ считает, мы такое поручение не даем. Наша Налоговая посчитала, и по ее подсчетам, сегодня рынок не уплачивает налог примерно в 70 млн сомов. Составлен акт по этому. Они обязаны оплачивать это. Это деньги народа и государства», – сказал он.
Ташиев сказал Сурабалдиевой, чтобы она разбиралась с Налоговой.
«Нет оснований, чтобы вы высказывали мне претензии. Я вас даже не видел, не разговаривал, не здоровался, не связывался. Мы вас уважаем, как депутата. […] Мы никого [из ваших родных] не сажали, ничего не делали. Неправильно говорить на ровном месте. Заплатите налоги. Если вы не будете платить налог, то мы в рамках закона предпримем меры», – ответил он депутатке.
Сурабалдиева отметила, что с момента проверок рынка прошел лишь месяц, а налоги они начисляют.