Операция кохлеарного импланта. Иллюстративное фото.

В начале декабря в «Клооп» обратились родители слабослышащих детей и неслышащих детей, которых бесплатно прооперировали врачи из Катара.

Они рассказали нам, что в мае 2022 года врачи из Катара сделали 54 детям операцию на ухо в Национальном центре защиты материнства и детей в Бишкеке, и недовольны тем, что деньги, которые обещали выделить на реабилитацию, вот уже 7 месяцев не переводят.

По словам родителей, к опозданию выделения средств может быть причастна директорка Наццентра защиты материнства и детей Гульзат Маймерова. Тем временем Маймерова опровергает обвинения и утверждает, что не ответственна за реабилитацию.

Что говорят родители?

За счёт Катара провели операции 54 детям из малообеспеченных семей. Каждому ребенку поставили кохлеарный имплант, который восстанавливает слух. На каждого ребенка потрачено 1 млн сомов.

Во время операции. Иллюстративное фото

Жительница села Кенеш Жети-Огузского района Тумар Намазова — мать пятерых детей. Ее сыну тоже поставили имплант. Она утверждает, что восстановление слуха ее сына на 99% зависит от реабилитации.

«Если после операции не сможем пройти реабилитацию, то, оказывается, должны вернуть стоимость операции. Мы тоже хотим, чтобы наш ребенок начал говорить. Столько сил потратили, чтобы добиться этой операции. […] Плохо же, после стольких операций не смочь говорить, слышать. Они получили самый сильный наркоз. Операция затянулась на два часа. Если не пройти реабилитацию, дети останутся глухими», — сетовала она.

Намазова говорит, что директорка Наццентра защиты материнства и детей заставляет родителей «пройти реабилитацию там, где она советует».

«Маймерова говорит, чтобы мы переехали в Бишкек. Заставляет пройти реабилитацию только там, где она говорит. Пока что сами оплачиваем. Каждый месяц на реабилитацию уходит 6 тысяч сомов, на дорогу — 3 тысячи. Есть еще и осмотры. С ними общая сумма достигает 10 тысяч сомов. Если переехать в город, уйдет еще больше. Только аренда квартиры сколько стоит, [не считая других расходов]», — говорит она.

Жительница села Таласа Асыл (имя изменено) жила в квартире в Бишкеке, пока ее сыну не провели операцию. Но, прожив в столице почти год, у нее не осталось денег. Из-за личных проблем ей пришлось возвращаться в село. Она также сообщила, что оплачивала реабилитацию за свой счёт, которую проходили по два раза в неделю.

«Если не пройти обучение [занятия с сурдопедагогом], ребенок не сможет говорить и будет отставать психологически. Наших детей не примут в школу. Сейчас трехлетняя дочь может слышать, как шестимесячный ребенок. Только начала говорить: «ата, апа». Только начала реагировать, когда зовем ее по имени. [Говорят], если реабилитация пройдет хорошо, то и результат будет хорошим. Оказывается, мы должны пройти реабилитацию до того момента, пока ребенок не начнет полноценно говорить, вплоть до 11 класса», — говорит Асыл.

Что говорит Гульзат Маймерова?

Гульзат Маймерова.

Директорка Наццентра защиты материнства и детей Гульзат Маймерова сообщила «Клоопу», что в этой больнице «делают только операцию». По ее словам, центр не «отвечает за реабилитацию».

«Если эти дети, [которых прооперировали], заболеют, или им нужна медицинская помощь, мы не отказываем, поможем. Я не ответственна за реабилитацию. К тому же, это не наша отрасль. Мы помогаем, как можем. Сделали бесплатную операцию. Сейчас смотрят аудиологи. Больше ничего не смогу сделать», — говорит она.

Глава центра опровергла обвинения родителей о том, что она «заставляет пройти реабилитацию в определенных местах».

«Если бы вы были на моем месте, и у вас в кармане не было ни сома, и вы не отвечали бы за реабилитацию, то стали бы говорить это? Конечно, нет. Вот вам мой ответ», — сказала она.

Что говорят в Минздраве?

Пресс-секретарь Министерства здравоохранения Жылдыз Айгерчинова сообщила «Клоопу», что с Катаром проведены переговоры, и достигнута договоренность выделить деньги на реабилитацию прооперированных детей.

Она отметила, что за реабилитации ответственен не только Минздрав. По ее словам, чтобы разработать соответствующий правовой акт, работает межведомственная группа, которая состоит из специалистов Минздрава, Минобразования и Минтруда и социального развития.

«В выделенную сумму входят расходы на логистику и услуги реабилитатора», — добавила она.

Айгерчинова заверила, что «деньги обязательно выделят в новом году».