Тяжело больных заключенных в специальном лечебно-исправительном учреждении №31 не освобождают от наказания и они умирают прямо там. Об этом в эфире передачи «Азаттыка» «Эксперттер Талдайт» заявил директор Национального центра по предупреждению пыток (НЦПП) Бакыт Рысбеков.
По словам Рысбекова, согласно постановлению Кабмина, заключенного могут освободить от наказания, если у него диагностирована тяжелая болезнь. В прошлом году освободили лишь одну женщину на четвертой стадии рака, остальных троих с таким же диагнозом оставили умирать, сообщил Рысбеков.
«Служба исполнения наказаний выполняет не свойственные для себя функции, — считает он. — Это не больница. Туда люди отправляются для наказания, а не для прохождения лечения. Для этих целей у нас есть Министерство здравоохранения со всеми условиями и оборудованием».
Рысбеков добавил, что за последние две недели в ИК №31 от тяжелой болезни умерли два заключенных — один от туберкулёза, второй из-за аппендицита. «В XXI веке не должны умирать от аппендицита», — считает он.
Именно в колонии №31 содержался политик и бизнесмен Арстан Алай, который по версии СИН повесился в столовой. По словам Рысбекова, НЦПП не включили в комиссию для выяснения обстоятельств его смерти. Наццентру предложили быть наблюдателем, но его члены отказались, потому что считают, что должны быть полноправными членами комиссии.
Ответы на вопросы НЦПП будет искать самостоятельно, добавил Рысбеков.
Он также отметил, что с 2020 по 2022 год в исправительных учреждениях Кыргызстана умер 151 человек. По словам Рысбекова, в 2023 году произошло пять суицидов, но до сих пор неизвестно, проводилось ли расследование по этим фактам.
Бизнесмена, политика и общественного активиста Арстанбека Абдылдаева, более известного как Арстан Алай, 5 января нашли повешенным в столовой специального лечебно-исправительного учреждения №31. По версии СИН, он совершил суицид. Однако обстоятельства задержания и смерти Абдылдаева вызывают у общественности вопросы. Родственники и некоторые правозащитники не верят в версию про суицид. Тем более, что это — лишь одна из череды загадочных смертей задержанных.
Для для выяснения обстоятельств смерти Арстана Алая Минюст создал комиссию. Также доследственную проверку по факту смерти Абдылдаева начала и Генпрокуратура.