1985 год. У ковбоя Мэттью Макконахи и трансвестита Джареда Лето обнаруживают СПИД, а сами актеры выдают мощнейшие работы. Каждый берет по «глобусу» и «оскару». История рассказана, сливки сняты. Жана-Марка Валле теперь будут знать не только в родном городке. Welcome to the Dallas Buyers Club!


Премьера: 27 февраля 2014
Режиссер: Жан-Марк Валле
В ролях: Мэттью Макконахи, Джаред Лето, Дженнифер Гарнер
Жанр: биографическая драма

В 1985 году Рон Вудруф проводит большую часть своего свободного времени в компании укуренных девушек и крепкого алкоголя. Привычные развлечения дополняют редкие участия в родео и мелкие потасовки.

Семь лет спустя, его встречает с искренней радостью и неподдельным уважением не один десяток человек. Он успел отлежаться в мексиканской клинике, пережить смерть близкого человека и проиграть суд Управлению надзора за медикаментами.

«Далласский клуб покупателей» буквально в каждом элементе не «о чем», а «как». И жизнеутверждающий, дребезжащий от сдерживаемого потока возможных лиричных оступлений финал в фильме не более, чем логичное подытоживание.

11485647744_4ca613de65_h

И «как» — не в плане обращения к лирике или игре на чувствах. У режиссера был материал: расследование местной американской газеты, Макконахи и Лето. Первое — потенциальный трогательный сюжет, второй — бывший герой ромкомов, третий — актер талантливый, но уже вошедший в своеобразное амплуа. Неожиданно, из всего этого получается жесткая и беспристрастная констатация фактов — «Далласский клуб покупателей» как хорошее журналистское расследование: с обзором разных мнений, недопущением пропуска важных фактов и отсутствием оценки.

Герой Макконахи гомофоб? Так и его окружение. А Лето — трансвестит. Как живет он? Все ли настолько развращенно и аморально с ним? Нет, вот он, борется одновременно с депрессией и страшным синдромом. Лоббисты в фармацевтике губят жизни тысяч больных? Так и с контрабандой не все так радужно, отличайте белое от серого.

11485725004_61c5af546c_h

Тут и начинается бенефис дуэта Лето-Макконахи. Игра у них масштаба, способного вытянуть кино из разряда документального в высокохудожественное. Здесь, в принципе, все как и с фильмом — стойкая оглядка, пренебрежение драматургическими приемами и своеобразная манипуляция сюжетными событиями. С поправкой, что страсти у них побольше, чем у всего оставшегося каста.

Страсти потерянных, униженных и оскорбленных, выбравшихся из дна в человеческие образы. И дело, опять же, не в каком-то катарсисе — фильм не о «чем», а «как» — о том, что вообще происходит с людьми, пока нелегкая треплет и изводит крепкую силу воли.

***

«Фильм года» он бы не получил. И не получил. Ни на «глобусе», ни на «оскаре». У «Клуба» не тот формат, нет поучений и есть холодный, пробирающий взгляд. Но за отработанное взяли актеры.

И сегодня тяжело предсказать, который из фильмов, «Далласский клуб покупателей» или «12 лет рабства», будут помнить через десять лет — опуская оригинальную фактуру и сценарную слабость первого — хотя сегодня, например, «Миссисипи в огне» пересматриваешь охотнее, нежели прокатившуюся однобоким мнением «Славу».