Глава сельской администрации Кок-Мойнока — округа в Тонском районе Иссык-Кульской области — Таалайбек Куланбаев отдал своим родным и частным лицам 440 гектаров государственных пастбищ.

Кок-Мойнокский айыльный аймак находится в западной части Иссык-Кульской котловины. Общая площадь земель здесь составляет более 75 тысяч гектаров, из которых 95 процентов — государственные пастбища.

С 2012 по 2015 годы здесь было передано в частные владения более 440 гектаров пастбищных земель, что противоречит закону о пастбищах от 2009 года — эти земли нельзя передавать, на них нельзя строить, выращивать что-либо, а можно использовать только для выпаса скота.

Передача земель началась с приходом на должность главы сельской администрации Таалайбека Куланбаева. Он, согласно документам местных депутатов, отдавал земли не только своим родным, но и близким других чиновников — их сыновьям и племянникам.

Первая передача земли произошла в 2012 году. Тогда Куланбаев на основании несоответствующего постановления правительства передал 21 гектар земель частным лицам.

Незаконность передачи пастбищ подтвердил инспектор по контролю за использованием и охраной земель Роман Шамшиев — в своем письме к начальству он пишет, что закон о пастбищах стоит выше постановления и, Куланбаев не мог применять нижестоящий нормативный акт.

«Согласно иерархии законодательства никто не вправе применять нормативные правовые акты, противоречащие Конституции и законам Кыргызском Республики, то есть положение не может противоречить, а должно соответствовать закону и кодексу», — написал он.

Суд поддержал передачу земель

Узнавшие о передаче земель сельские депутаты подали в суд на Куланбаева, но проиграли ему в двух инстанциях — в районном и межрайонном судах.

«Мы потребовали остановить передачу пастбищ. У нас нет свободной земли. Межрайонный областной суд под председательством Асановой согласился, что постановление 2008 года законно и обязал госрегистр зарегистрировать право на землю. Начиная с этих 20 гектаров, Куланбаев, поняв, что можно обойти закон, продал 440 гектаров земли в частные руки», — сказал депутат сельского кенеша Кубанычбек Султанов.

По словам депутатов местного кенеша, при выделении пастбищ не было общего собрания, не проводился конкурс, а решения о передаче участков принимал сам Куланбаев.

Список людей, которым были переданы пастбища (неполный):

  • Шайлоо Куланбаев — старший брат Куланбаева — получил 20 га в Шомпор-Сазе, 5 га в Орто-Бойроке и 1,5 га в Баш-Бойроке.
  • Р. Куланбаев — младший брат чиновника — получил 4 гектара в Кара-Талае.
  • Жоомарт Мааданбеков — дядя Куланбаева — получил 8 га в Баш-Бойроке и 2 гектара в Таш-Сарае.
  • Жандарбек Жолбураков — глава села Кок-Мойнок-2 — получил 5 га в Талды-Булаке, его отец Кадыралыы Жолбураков — 3 га в Кууакы, а племянник — 10 гектаров в ущелье Кок-Мойнок.
  • Сын председателя сельского кенеша Максат Орозалиев получил 10 гектаров возле «Экопоста».

Полный список вы можете найти по этой ссылке.

«Молодым людям из Кок-Мойнока ни суд, ни Госрегистр не позволяет взять и узаконить землю. А почему бишкекчане, балыкчинцы, родственники главы айыл окмоту и председателя местного кенеша получают землю. А простые люди не могут?» — возмущается сельский депутат Кубанычбек Султанов.

Заместитель начальника Управления отдела кадастра и землеустройства Тонского района Кудайберген Тентимишов подтвердил факт нарушения закона при выделении пастбищ, но, по его словам, он был вынужден подчиниться и выдать земли из-за решения суда.

«Я самый первый был, когда я отказался регистрировать. Но они подали в суд […] И судебные органы вынесли решение, что да, Куланбаев поступил правильно. К сожалению, мы судебное решение должны были исполнять. Пришлось нам исполнить. И мы приблизительно на 32 участка выдали удостоверения», — говорит он.

Правозащитница Рита Карасартова удивляется избирательности судебных решений — почему в случае с главой сельской администрации Куланбаевым суд отказывается привлекать его к ответственности, а других осуждает на несколько лет.

Она приводит случай, когда после сошедшего селя фермер передвинул свою кошару и занял небольшую территорию государственных пастбищ, а его за это осудили на три года, даже при наличии разрешительных документов.

«Пастбища — это государственные земли, то тогда встает резонный вопрос, почему это происходит? Получается, немножко воровать нельзя — ты получишь срок, а когда ты делаешь это в больших размерах, то тебе зеленая дорога», — удивляется она.

Сады и дома на пастбищах

После передачи земель некоторые из них сменили владельцев или были перепроданы.

Фермер Мирлан Токбаев приобрел один из таких участков у Виктора Чайки, которому эту землю выдал Куланбаев в 2012 году.

Сейчас на этом пастбище разбит абрикосовый сад, за которым Токбаев ухаживает третий год.

«Два года, как взял участок. Расход около двух миллионов. Два года чищу землю, делаю обрезку, поливаю — это все расходы. Плачу за воду, за аренду», — говорит он.

В селе Таш-Сарай на пастбищах, например, строятся жилые дома, что является нарушением закона.

«Жилой дом там построить нельзя. И мы как раз-таки говорим о том, что если это является частью какой-то пастбищной инфраструктуры, например, рядом с кошарой, можно построить чабанский домик, но он не будет относиться к жилому помещению. Жилое помещение можно строить только на территории населенных пунктов», — объясняет закон судья Конституционной палаты Чинара Айдарбекова.

***

Летом Таалайбек Куланбаев был снят с должности решением суда, в августе Верховный суд подтвердил это увольнение, решив не восстанавливать его в должности. А 6 июля на него было открыто уголовное дело по факту незаконной выдачи пастбищных земель и растраты денег.

Сам Куланбаев несколько раз отказался разговаривать с корреспондентом Kloop.kg — сначала он не захотел давать интервью по телефону, потом — говорить с журналистами, пока идет суд. Но после решения Верховного суда Куланбаев также отказался от интервью, а на телефонные звонки не отвечал.