usenova_tokoevГлава Института Медиа Представителя Бегаим Усенова на пресс-конференции 7 октября представила отчет по мониторингу СМИ в период президентских выборов 2009 года. Медиа экспертами зафиксированы нарушения этических норм и стандартов журналистики.

Институт Медиа Представителя и Общественное Объединение «Журналисты» проводили мониторинг государственных и частных СМИ в период президентских выборов.

Период мониторинга составил 7,5 недель (с 1 июня по 23 июля 2009 года). Под наблюдением медиа экспертов находились 17 печатных, 11 электронных средств массовой информации и 3 интернет-издания, вошедшие в число аккредитованных Центральной комиссией по выборам и проведению референдумов.

Согласно отчету, экспертами были проанализированы количественные и качественные показатели содержания теле-радио-передач и газетных материалов, выходивших в период проведения предвыборной агитации.

«Очень часто СМИ не соблюдали стандарты журналистики, такие как объективность, полнота информации и достоверность источников. Как таковых нарушений Кодекса о выборах не было», – рассказала директор Института Медиа Представителя Бегаим Усенова на пресс-конференции в информагентстве «АКИpress».

Медиа представитель Акмат Алагушев заметил, что нарушения законодательства о выборах не были зафиксированы, так как «кандидатами и их штабами не были предъявлены иски».

«Так как они этого не сделали – мы не можем сказать, что были нарушены какие-то нормы. Это прерогатива суда либо ЦИК, которые уполномочены вынести соответственное решение», – говорит Алагушев.

В ходе мониторинга был зафиксирован единственный случай нарушения законодательства о выборах.

«22 июля 2009 года («День тишины»), наблюдателями Института Медиа Представителя было отмечено допущение нарушений Кодекса о выборах со стороны «Кыргыз радиосу». В эфире государственного радио несколько раз прозвучала информация о Курманбеке Бакиеве как кандидате на должность президента», – говорится о нарушении в итоговом отчете. Специалисты также зафиксировали несоблюдение этических норм.

«Ссылаясь на источник в газете «Асман», журналисты НТРК сообщили, что Алмазбек Атамбаев находится в состоянии алкогольного опьянения. Откуда у газеты «Асман» такая информация национальной теле-радио-корпорацией, которая вещает на всю страну, проверено не было», – рассказывает о таком случае Усенова.

По словам председателя правления Общественного Объединения «Журналисты» Марата Токоева, мониторинг средств массовой информации проводился в двух городах республики – Бишкеке и Оше.

«Именно в этих двух городах сосредоточено около 70-80 процентов СМИ, действующих в Кыргызстане», – аргументирует такой выбор Токоев.

Директор ОО «Журналисты», заметил, что СМИ города Ош «почти не освещали предвыборную кампанию» и «были осторожны».

«Были очень долгие споры о том, как воспринимать те или иные пункты, как сбалансированно представить в новостных материалах информацию о каждом из кандидатов, когда штабы не всех кандидатов в президенты хорошо работали со СМИ», – заключает Токоев.

Бегаим Усенова объяснила «поздний» выпуск отчета необходимостью обобщения результатов аналитической работы, а также перевода материалов на английский и кыргызский языки.

По словам главы Института Медиа Представителя, информационные агентства предоставляли «наиболее разностороннюю и сбалансированную информацию из всего спектра медиа».

«Русскоязычные печатные СМИ также были наиболее объективны. Кыргызскоязычные СМИ же отличались своей ментальностью, уходя в пословицы и речевые обороты, были более пристрастны, выражая точку зрения своей редакции или собственника», – говорит Бегаим Усенова.

Эксперты отмечают, что, по итогам проведенного мониторинга, телевидение было наиболее необъективным.

«Материалы, которые предоставлялись, часто имели скрытый подтекст, часто были комментарии за кадром, которые могли так или иначе манипулировать сознанием зрителя», – объясняет Усенова.

Выводы

По итогам мониторинга средств массовой информации в период президентских выборов 2009 года, в отчете медиа экспертами были сделаны следующие выводы:

«Почти во всех СМИ, в особенности государственных, в ходе предвыборной кампании больше всего эфирного времени и печатной площади было отведено действующему президенту и кандидату на пост президента Курманбеку Бакиеву».

«Подавляющее большинство анализируемых средств массовой информации освещало деятельность кандидата в президенты и одновременно действующего главы государства Курманбека Бакиева преимущественно в положительной и нейтральной тональностях».

«В начале агитационной кампании большинство СМИ систематически допускали ошибку при освещении предвыборной кампании, не проводили грани между действующей на тот момент президентской деятельностью Курманбека Бакиева и его агитационной деятельностью».

«Зачастую в тех случаях, когда основному оппоненту Курманбека Бакиева Алмазбеку Атамбаеву отводилось больше эфирного времени, редакции придавали тематике в основном негативный оттенок (судебные дела, скандалы вокруг его персоны), которые могли отрицательно повлиять на его образ в глазах телезрителей».

«На всех проанализированных телеканалах чаще остальных транслировались агитационные ролики Бакиева».

Рекомендации

Экспертами Института Медиа представителя и Общественного Объединения «Журналисты» были разработаны рекомендации для лучшего освещения предвыборных кампаний средствами массовой информации.

«Создание стратегий работы кандидатов со СМИ» и «улучшение образования журналистов» упоминаются в качестве основных рекомендаций.

Также медиа эксперты советуют законодателям «в Кодексе о выборах дать более четкое определение понятиям «информирование избирателей» и «предвыборная агитация», а также ввести разграничение между бесплатным эфирным временем и оплаченной агитацией».

1 КОММЕНТАРИЙ

Comments are closed.