15-летний Зиедилло, получивший огнестрельное ранение во время прошлогоднего этнического конфликта, уже год не может добиться статуса инвалида. Медико-социальная экспертиза ссылается на то, что мальчик может ходить без специального аппарата.

Своё ранение Зиедилло Джурабаев получил 12 июня 2010 года, около 18 часов, на ошской улице А. Каримова — это был третий день вспышки этнического конфликта в Оше, когда в Джурабаева выстрелили неизвестные ему люди и как минимум две пули попали ему в левое бедро.

Вместе с ним тогда была вся его семья, которая пыталась спастись бегством из своего района, охваченного насилием.

«Нас было больше десяти человек на одной маленькой машине. Когда мы доехали до кинотеатра «Киргизия», с левой стороны в нас начали стрелять, а с другой стороны камнями кидаться. И в это время сзади пули попали моему старшему сыну Зиедилло в ногу», — вспоминает Одина Джурабаева, мать Зиедилло.

После этого, по её словам, мальчик пять месяцев лежал дома и не мог ходить. Зиедилло уже год не был в школе.

«Сын лежал пять месяцев дома, после чего стал ходить на костылях. Он очень изменился после этих событий, стал замкнутым, потерял интерес к учебе, к работе, потому что до этого он работал с папой в магазине», — рассказывает Джурабаева.

Слова своей мамы подтверждает сам Зиедилло.

«Ноги болят иногда, я не хочу ходить в школу», — говорит он.

Зиедилло перенес пять операций по удалению осколков — четыре из них прошли в ошских больницах, и семья Джурабаевых не платила за лечение.

Пятую операцию провели в феврале 2011 года по инициативе и финансовой поддержке благотворительной группы из правозащитников в Бишкекском научно-исследовательском центре травматологии и ортопедии.

Отказ в инвалидности

Теперь мать Джурабаева добивается для него статуса инвалидности, но Ошская межрайонная медико-социальная экспертная комиссия (МСЭК) отказывает в этом.

Своё решение МСЭК объясняет тем, что Зиедилло Джурабаев может ходить сам.

«Наша комиссия может дать человеку группу инвалидности только в том случае, если на том месте, где попала пуля, образуется гниение. Или в том случае, если они ходят при помощи специального аппарата и нуждаются в последующем лечении. Только в том случае мы можем дать группу, а в этом случае мы не видим таких последствий», — объясняет позицию МСЭК Салтанат Мамажусупова, сотрудница комиссии.

Джурабаева возмущена такой трактовкой.

«Когда мы впервые пришли в МСЭК, несколько представителей раздели моего сына, посмотрели и сделали вывод, что сын здоров», — возмущается мать Зиедилло.

По её словам, семья Джурабаевых тратит на лечение Зиедилло как минимум 900 сомов в месяц.

«А когда получим группу инвалидности, то мой сын может получать 1500 сомов в месяц», — надеется мать.

Ийгилик Казаков из Бишкекского научно-исследовательского центра травмотологии и ортопедии, лечивший Джурабаева, не стал комментировать ситуацию, сказав, что врачи не компетентны в вопросах получения статуса инвалидности.

«Только специальная комиссия создается, и они решают, давать группу инвалидности или нет. Посоветовавшись с заведующим отделения, мы решили, что [Джурабаевы] могут пройти местный МСЭК для определения группы инвалидности», — сказал врач в интервью Kloop.kg.

Эксперты: он уже инвалид

Эксперты в области прав детей встали на сторону семьи Джурабаевых.

По словам Эльмиры Умаровой, директора общественного фонда «Улыбка», который занимается оказанием социально-правовой помощи несовершеннолетним, Джурабаев сейчас ходит в силу молодого возраста, но со временем его состояние может ухудшиться.

«Он уже инвалид, потому что сколько еще осколков у него в теле лежит. У ребенка уже рост приостановился», — говорит она.

Правозащитница Елена Воронина называет решение ошского МСЭКа «самообманом».

«Даже перед самым началом операции врачи уже говорили, что нужно оформлять на инвалидность. Бишкекские врачи говорили об инвалидности, что нужно оформлять, а ошские же отрицают — я думаю что идет самообман», — говорит правозащитница.

По данным фонда «Улыбка», случай Джурабаева — не единственный в своём роде.

В прошлогоднем этническом конфликте было ранено как минимум 10 детей. Из них трое получили тяжёлые ранения. Никто из них, как утверждает «Улыбка», не получил статус инвалида.

Редактор: Айзат Шакиева

3 КОММЕНТАРИИ

  1. Assalyamu aleykum! Kak je tak, za wto potsanu paspla4ivatsya on je uje kak to ograni4en v svoih vozmojnostyah, za 4to detyam stradat’ do 4ego vse dowlo!

  2. Assalyamu aleykum! Kak je tak, za wto potsanu paspla4ivatsya on je uje kak to ograni4en v svoih vozmojnostyah, za 4to detyam stradat’ do 4ego vse dowlo esli nevinnye deti stradayut!?

комментарии закрыты.