Президент Роза Отунбаева 31 декабря впервые в истории независимого Кыргызстана мирным путем передаст полномочия победившему на выборах Алмазбеку Атамбаеву.

Голосуя на своем избирательном участке 30 октября, Роза Отунбаева заявила журналистам, что, после передачи полномочий новому президенту, она продолжит работать «на благо Кыргызстана».

«Впереди предстоит работа для консолидации всех сил нашей страны, для того, чтобы удержать тот путь, который страна выбрала после 7 апреля», – заявила президент.

Пресс-секретарь главы государства Султан Каназаров опроверг слухи о том, что Отунбаева после передачи полномочий будет представлять Кыргызстан за границей.

«Роза Исаковна остается в стране, и собирается работать на благо Кыргызстана. Никакого статуса, кроме как экс-президента она не будет больше иметь. Пока она не знает, в какой сфере потребуется ее опыт, но я полагаю, что ее деятельность будет связана с образованием или новыми технологиями», – пояснил Каназаров в интервью «Клоопу».

Преемником первой в истории Кыргызстана женщины-президента станет Алмазбек Атамбаев – ее однопартиец, вместе с которым они возглавляли оппозицию и участвовали в двух государственных переворотах – в 2005 и 2010 годах.

Плюсы и минусы

Политологи Кыргызстана выделили положительные и отрицательные моменты в деятельности Отунаевой за срок ее пребывания на посту президента Кыргызстана.

Эксперты сходятся во мнении, что Отунбаева пришла к власти в «сложный, переходный период» для страны.

«Этот период включал в себя пост-революционную обстановку с множеством волнений, парламентские выборы, до президентских. Ошские события, возможно, и были минусом для нее, но многие уже не раз говорили, что это усилия третьих сторон», – сказал Марс Сариев.

Аналитик из фонда «Эгалите» Иван Каменко называет Отунбаеву волевым политиком.

«Время правления Отунбаевой было кризисным. В момент, когда власть оказалась очень слаба, она взяла смелость подхватить эту власть и взяла на себя ответственность», – поясняет Каменко.

Эксперт Шерадил Бактыгулов считает «достойным похвал» факт, что президент «не допустила гражданской войны в стране».

«Возможно, ее международная практика в качестве дипломата не дала Кыргызстану стать изгоем в международном сообществе и дискредитировать страну на долгое время, как это было с Узбекистаном после андижанских событий», – считает политолог Марс Сариев.

Международные отношения

Другие эксперты также положительно оценили работу Отунбаевой на международном уровне и говорят, что ее опыт в дипломатическом корпусе поспособствовал быстрому признанию новых реформ другими странами.

«Она имела очень большой дипломатический вес и международное признание. При Бакиеве и Акаеве мало кто из иностранных политиков говорил об их роли, мало кто их упоминал, здесь же политики говорили о конструктивизме Отунбаевой, с которой можно «иметь дело», – поясняет эксперт фонда «Эгалите» Татьяна Выговская.

Тем не менее, политические аналитики считают, что в политике, проводимой Отунбаевой, есть и минусы.

Так, эксперт Иван Каменко считает, что во внешней политике страны произошла «переориентация взглядов».

«Она, исходя из ее действий, смотрела на Запад и США, а в Москву визитов у нее не было. Премьер же, наоборот, чаще контактировал с Москвой и Анкарой. Возможно, с ее стороны было неосмотрительно игнорирование российской фактора», – говорит Каменко.

«Урезанные» полномочия

Некоторые из опрошенных экспертов считают, что многие планы она не смогла реализовать из-за «урезанных» полномочий и «короткого времени президентства».
Токтогул Какчекеев заявил, что Роза Отунбаева была нерешительна в своих действиях во время июньских столкновений на юге Кыргызстана.

«Это было большим упущением, когда временщики не смогли предотвратить кровопролитие в Оше и Джалал-Абаде», – согласен с Какчекеевым политолог Икбол Мирсаидов.

Эксперт Марс Сариев критикует ее окружение, которое «ещё консервативно».
«Окружающие [Отунбаеву] политики блокировали ее реформаторские идеи и поэтому она не смогла реализовать все свои начинания. Например, борьбу с коррупцией, честную судебную реформу», – поясняет Сариев.

Передача власти

Иван Каменко считает, что упущением Отунбаевой является то, что в то время, как власть надо было брать «в свои руки», она и временное правительсвто перенесли «центр тяжести» в сторону парламентаризма.

«Новому президенту придется решать очень много проблем. Во-первых, надо будет решить вопрос с парламентаризмом, во-вторых, надо будет уже решиться с социальной политикой – будем ли мы дальше брать кредиты, или же будем развиваться сами? Для нового президента осталось много нерешенных проблем», – утверждает Каменко.

Эксперты также отмечают, что в Кыргызстане впервые будет осуществлена мирная передача власти.

«Произойдет мирная передача власти, и это – плюс, потому что печальный опыт предыдущих мужчин во власти – они разбежались. Люди поняли, что не все президенты у нас – некоррупционеры», – говорит аналитик Марат Казакпаев.

Президент в «тяжелый период»

Роза Отунбаева возглавила Кыргызстан после переворота 7 апреля 2011 года и свержения второго президента Курманбека Бакиева. В тот же день она была назначена председателем временного правительства.

После переворота в стране не было легитимной власти – президент был свергнут, а парламент распущен декретом временного правительства. Тем же декретом новые власти возложили на себя полномочия президента, Жогорку Кенеша и правительства и взяли на себя ответственность за управление страной.

В конце мая 2010 года декретом временного правительства Отунбаева была назначена президентом на переходный период. Согласно документу, она могла исполнять обязанности главы государства в течение полутора лет – до 31 декабря 2011 года.

Два месяца спустя Министерство юстиции заявило, что нет необходимости в названии должности Отунбаевой употреблять сочетание «переходный период», так как срок ее полномочий четко указан в соответствующем декрете временного правительства.

Следующим потрясением для Кыргызстана стал межэтнический конфликт на юге страны. С 11 по 14 июня в городах Ош и Джалал-Абад, а также их окрестностях произошли межэтнические столкновения между узбеками и кыргызами, во время которых, по официальным данным, погибло 426 человек.

Национальная комиссия по расследованию причин июньского этнического конфликта на юге Кыргызстана была создана указом Розы Отунбаевой 15 июля 2010 года.

В финальном отчете, представленном полгода спустя, комиссия обвинила временное правительство, заявляя о наличии возможности у властей предотвратить беспорядки на юге.

«Спецслужбы имели сведения о готовящихся беспорядках, о чем докладывалось руководству страны, но сами они не принимали никаких действий», – заявил тогда глава комиссии Абдыганы Эркебаев.

Глава международной комиссии Киммо Кильюнен не указывал открыто на виновных в июньском межэтническом конфликте. Однако в представленном им отчете указаны упущения со стороны временного правительства, силовых структур и местных властей.

«Аргументы, выдвинутые президентом Отунбаевой о том, что всплеск насилия был такого масштаба, что Временному Правительству было сложно его сдержать, не освобождает правительство от его основной обязанности по защите населения.

Комиссия находит, что насилие в июне предполагалось и, что временное правительство должно было разработать чрезвычайный план, который смог бы его сдержать», – говорится в отчете.

На 27 июня 2010 года был назначен референдум по вопросу принятия новой конституции. Власти заявляли, что беспорядки на юге Кыргызстана были организованы с целью срыва референдума.

Несмотря на дестабилизацию ситуации в стране, всенародное голосование состоялось – кыргызстанцы одобрили новую конституцию и поддержали введение парламентской формы правления. Смешанная система с сильным президентом, действовавшая в стране почти 20 лет, была признана неэффективной.

Выборы

Следующим шагом к легитимации власти стало проведение выборов в парламент – орган с ключевыми полномочиями, согласно новой конституции.

По итогам парламентских выборов 10 октября, в Жогорку Кенеш прошли пять партий – две партии, участвовавшие в переворотах – СДПК и «Ата-Мекен», оппозиционная партия «Ар-Намыс», и две новые партии – «Республика» и «Ата-Журт».

Большее число голосов в гонке получила созданная летом 2010 года партия «Ата-Журт. В числе главных функционеров этой партии оказались политики, работавшие в правительстве Бакиева – бывший глава МЧС Камчыбек Ташиев, а также мэр Бишкека Нариман Тюлеев.

Прохождение партии «Ата-Журт» в парламент вызвал массовые недовольства среди населения.

За результатами выборов последовало создание двух парламентских коалиций – первая не проработала и трех дней, из-за того, что не был выбран спикер.

Вторая попытка создания коалиции завершилась удачно – в нее вошли три партии – «Ата-Журт», СДПК и «Республика».

Сформированное коалицией правительство возглавил Алмазбек Атамбаев, а первым вице-премьером был назначен Омурбек Бабанов.

Спустя несколько месяцев возник кризис вокруг национализации сотового оператора «Мегаком», который, предположительно, принадлежал приближенным Максима Бакиева, сына бывшего президента.Тогда была создана депутатская комиссия по расследованию причастности Омурбека Бабанова к попытке рейдерского захвата оператора.

Бабанов ушел в отпуск на время расследования и вернулся в правительство через месяц.

В мае 2011 года страна столкнулось с очередным кризисом – Россия полностью приостановила экспорт бензина, в том числе и в Кыргызстан. Позже правительства двух стран договорились о льготных условиях для поставки ГСМ и топлива в Кыргызстан.

По инициативе парламента началось проведение судебной реформы – был создан Совет по отбору судей, который занимался формированием состава судей Конституционной палаты и Верховного суда.

Летом 2011 года началась кампания по подготовке выборов президента Кыргызской Республики, которые были назначены на 30 октября.

Первоначально более 80 кандидатов собирались принять участие в гонке, однако непосредственно в день голосования за пост президента боролись 16 кандидатов. С большим отрывом победу одержал кандидат от власти Алмазбек Атамбаев – он набрал более 60 процентов от общего числа проголосовавших.

Новый президент приступит к исполнению своих обязанностей 1 января 2012 года.


7 КОММЕНТАРИИ

  1. Ребята, исправьте это чудовищное выражение – президент переходного периода!

  2. Все же стоит отдать должное за весь труд вложенный Розой Отмубаевой в развитие Кыргызстана, возможно времени и действительно было не много, но она добилась много, даже за столь кроткий срок. Будем надеяться на то что она займет влиятельный пост и сможет далее работать во благо развития страны)

  3. ‘экс-вице-премьер Акылбек Жапаров, а также мэр Бишкека Нариман Тюлеев’

    Anna: Japarov=Ar Namys, not Ata-Jurt.

Comments are closed.