Наблюдатели: Четыре канала нарушили правила предвыборной агитации


«Центр информационного права» совместно с фондом «Журналисты» 3 ноября опубликовал отчет, в котором указал, что три канала отдавали предпочтение лидеру президентской гонки — Алмазбеку Атамбаеву и один — лидеру партии «Ата-Журт» Камчыбеку Ташиеву. Руководства телеканалов опровергает данные наблюдателей.

Наблюдатели провели мониторинг семи телеканалов, в четырех из которых были выявлены «значительные» нарушения закона о выборах в пользу какого-либо кандидата.

По данным наблюдателей, закон об агитационной политике был «нарушен» телеканалом ОТРК, «Пятым каналом», телеканалом «Пирамида», а также 7-м каналом города Джалал-Абад.

Наблюдатели сообщают, что данные каналы отдавали «предпочтения тому или иному кандидату».

По данным отчета, в информационных материалах «Ала‐Тоо», где в одном из сюжетов была замечена «скрытая» агитация в пользу Атамбаева, говорилось о поддержке партий «Ак‐Шумкар», «Замандаш», «Республика», отказывающихся от предвыборной гонки в пользу Атамбаева, что, по мнению наблюдателей, не соответствует правилам освещения предвыборной гонки.

«Сюжет о встрече Атамбаева с официальными лицами России был показан дважды, что нарушает принцип равенства между кандидатами», — говориться в отчете.

Подобные нарушения, участники мониторинга, выявили также на «Пятом канале» и «Пирамиде».

«Встреча Атамбаева с официальными лицами России был оказана как основная новость дня, что является нарушением правил освещения предвыборной кампании», — сообщается в отчете.

Было зафиксировано, что в своих новостных блогах оба канала «скрыто» рекламировали Атамбаева.

Наблюдатели сообщают, что 7 канал города Джалал-Абад был одним из нарушителей закона о выборах.

Согласно отчету, на данном телеканале шел «откровенный пиар» без титра «на правах рекламы» в пользу кандидата Камчыбека Ташиева, занявший третье место на президентских выборах.

«Пиар в пользу Ташиева фиксируется почти в каждом новостном блоке. Эта тенденция сохраняется и в аналитических передачах. В телепередаче «Сайтка саякат» [«Путешествие по сайтам»] канал приводит цитаты из разных газет и сайтов, и, при этом, выбирает высказывания или публикации, не соответствующие правилам освещения предвыборной кампании», — пишется в отчете наблюдателей.

За период мониторинга был зафиксирован «черный пиар» в отношении других кандидатов в президенты — Алмазбека Атамбаева, Кубатбека Байболова и Турсунбай Бакир уулу.

«Шестого октября была зафиксирована открытая провокация к межрегиональной розни. Журналист цитирует газету «Учур» о, якобы, тайном разговоре Сулайманова и Турсунбаева о том, что если они не поддержат Мадумарова, то население юга их не простит, и что надо всеми силами поддержать Мадумарова.[…]», — цитируются в отчете слова журналиста канала.

Согласно закону о выборах, СМИ должны объективно и в равной степени освещать деятельность кандидатов в президенты. Телеканалы имеют право сообщать информацию о деятельности кандидатов, связанную с их профессиональной деятельностью и должностными обязанностями.

«Отчет наблюдателей — полный бред»

Главный редактор канала «Пирамида» Марианна Логачева в интервью «Клоопу» заявила, что отчет наблюдателей о мониторинге телеканалов во время предвыборной агитации кандидатов в президенты — «полный бред».

«Данный доклад ангажирован. Мы не рекламировали в новостях ни Атамбаева, ни какого-либо другого кандидата. Сюжет о поддержке Атамбаева другими партиями или о деловом визите в Россию – не агитация в его пользу. Это просто новостные сюжеты. Мы не можем лишать население возможности получать информацию», — говорит Логачева.

Она добавила, что большенство новостных сюжетов о Атамбаеве относятся к тому времени, когда он был еще премьер-министром, а не кандидатом.

«Поэтому эти новости не содержат какой-либо агитации», — заявляет редактор канала.

Глава «Пятого канала» Евгения Бердникова в интервью «Клоопу» опровергла данные в отчете наблюдателей.

Берникова сообщила, что пункт об агитационных материалах в выпусках новостей присутствует в прайс-листе ЦИК.

«Ролики в новостях указывались в прайсах, поданных нами в ЦИК», — сказала гендиректор.

Бердникова добавила, что все агитационные материалы шли вне новостей с необходимым титрами.

«Буквами было указано, какие это были сюжеты», — поясняет она.

ОТРК заявили, что прокомментируют данный отчет после подробного ознакомления с ним. Руководство 7 канала Джалал-Абада, на момент написания материала, были не доступны для комментариев.

«Международный стандарт»

Медиа-эксперт Александр Кулинский объяснил, что зафиксированные в докладе случаи являются нарушениями с точки зрения международных стандартов медиа.

«По всей видимости, те, кто делал данный мониторинг подходят к этому вопросу с точки зрения международной практики — все рекламные сюжеты отделены от основных, информационных. То есть, меняются дикторы, дается другая «шапка» эфира и так далее», — сообщил эксперт.

По мнению Кулинского, должна быть дана правовая оценка зафиксированным нарушениям.

«Если пятый канал и любой другой канал, подавая в ЦИК сведения о своих расценках на рекламные материалы указал, что сюжеты будут выходить в рамках общих новостей, то канал действовал в соответствии со всеми установленными правилами. Законодательству надо разбираться. Если все оплачено в рамках прайс-листа, поданного в ЦИК, значит все соответствует закону», — добавил эксперт.

Отчет о мониторинге СМИ является не первым. Институт медиа-полиси уже проводила оценку публикаций СМИ во время предвыборной агитации. Итоги исследования показали, что Атамбаев лидировал по количеству статей в печатных изданиях.