Десять фильмов, вышедших в советское время на «Киргизфильме», но находящихся в Госфильмофонде России, скоро могут быть оцифрованы — министерство культуры Кыргызстана ищет спонсоров и договаривается с российской стороной.

Министерство культуры Кыргызстана заявило, что ведёт переговоры с российским Госфильмофондом о предоставлении льгот на оцифровку классики кыргызского кинематографа советской эпохи.

Председатель департамента кинематографии при министерстве Мухтар Бектеналиев сказал в интервью «Клоопу», что они, «Кыргызфильм» и Фонд развития кинематографии сейчас ищут спонсоров.

Среди фильмов, которые министерство культуры хочет получить в цифровом виде — дебютная картина Андрея Кончаловского «Первый учитель», которая снималась на «Киргизфильме» в 1965 году.

Представитель Госфильмофонда России подтвердил корреспонденту «Клоопа», что переговоры с кыргызской стороной ведутся, но не стал уточнять их стадию и результаты.

Среди картин, которые могут быть оцифрованы:

«Первый учитель», режиссёр Андрей Кончаловский, 1965 год;
«Материнское поле», режиссёр Геннадий Базаров, 1967 год;
«Выстрел на перевале Караш», режиссёр Болот Шамшиев, 1968 год;
«Красное яблоко», режиссёр Толомуш Океев, 1975 год;
«Белый пароход», режиссёр Болот Шамшиев, 1976 год.
В то время как оригиналы фильмов сдавались на хранение в Москву, у «Киргизфильма» были свои копии, но их сохранить не удалось — они сегодня находятся в «плачевном» состоянии, сказал «Клоопу» режиссёр Геннадий Базаров.

«Сейчас вот эти копии смотреть невозможно, потому что они все протерты, порваны, прерваны, в жутком состоянии», — рассказывает режиссёр-классик, чьи картины тоже вошли в список на оцифровку.

«То, что оригиналы находятся в Москве — это очень хорошо», — считает Базаров.

По словам Бектеналиева, Госфильмофонд России предлагал отдать Кыргызстану плёночные оригиналы картин «Киргизфильма», но в Бишкеке от этой идеи отказались.

«[Госфильмофонд] у нас спрашивал — заберем ли мы пленки? Но у нас нет средств [для транспортировки], и мы не сможем обеспечить условия для хранения», — признаётся Бектеналиев.

«Это одна из причин, почему мы хотим снять копии, оцифровать», — добавил он.