Депутат Жогорку Кенеша от фракции «Ар-Намыс» Дастан Бекешев рассказывает в своем личном блоге о том, как в последнее время парламентариями и Правительством Кыргызстана инициируется «много поправок, которые, на первый взгляд, незаметны, но в то же время влияют на повседневную жизнь простых граждан». При этом законодательный процесс приобретает хаотичный и несистематизированный характер.
Приведу несколько примеров. Так, по данным информационно-правовой базы «Токтом», лишь за 2012 год Правительство инициировало 11 законопроектов, направленных на изменение и дополнение Кодекса об административной ответственности. Если бы Правительство работало системно, все эти поправки могли бы быть объединены в 1 или 2 законопроекта.
В 2011 году было принято 11 поправок в вышеуказанный кодекс, а за неполный 2012 год – 12. В 2011 году в Уголовный кодекс было внесено 9 поправок, а за неполный 2012 год – 7.
Можно было бы не считать периодические поправки проблемой, если бы законодательная база была доступной для всех граждан, в т.ч. судей районных судов, следователей, государственных служащих, работающих в регионах страны.
Но, к сожалению, поправка, принятая сегодня, иногда становится известной и исполнимой в регионах через месяц, когда она приходит на места в бумажной версии.
Кроме того, инициирование мелких поправок, которые можно было бы объединить в единый законопроект, говорит об отсутствии у правительства системного подхода к законопроектной деятельности.
Систематизация процесса инициирования законопроектов Правительством является обязанностью Министерства юстиции. На мой взгляд, министерство не справляется со своими обязанностями в должной мере.
Для систематизации законопроектов, инициируемых как депутатами, так и Правительством, в парламенте необходимо создавать соответствующие специализированные комитеты. Например, комитеты по уголовному, уголовно-процессуальному, административному, гражданскому и гражданско-процессуальному законодательству. Для этого придется ликвидировать некоторые существующие комитеты либо поменять направление их работы.
И, конечно же, обязанностью государства, в особенности Министерства юстиции, является создание общедоступной базы нормативных правовых актов – с тем, чтобы каждый гражданин, вне зависимости от уровня достатка и места проживания, мог ознакомиться с законами и постановлениями, которые принимают призванные обслуживать его государственные органы.