Джалал-Абад: в ответ на избиения, задержанные изолятора временного содержания нанесли себе увечья, порезав себе руки и животы бритвенным лезвием.
Голос Свободы сообщает, шестого ноября 2012 года, в Джалал-Абадском изоляторе временного содержания (ИВС), в ходе профилактического мероприятия по выявлению запрещённых предметов (обыск), были избиты заключённые. По словам правозащитников из Джалал-Абадской правозащитной организации «Справедливость», сообщивших об этом сегодня, 9 ноября, при избиении заключённых раздевали.
Валентина Гриценко, руководитель «Справедливости», которая ведет постоянный мониторинг соблюдения прав заключенных, в интервью «Voice of Freedom», рассказала подробности случившегося.
“В настоящее время в ИВС находятся 43 заключённых, среди них три женщины. По словам заключённых, одной из причин обыска были сотовые телефоны, которые находились у них. Этими телефонами они пользовались по негласному согласованию с сотрудниками ИВС, которые “продавали” им сотовую связь”, — заявила Гриценко.
По ее словам, девять заключённых написали правозащитникам заявления, на основе которых они намерены обратиться в прокуратуру. Некоторые заключённые отказались от сотрудничества с защитниками прав человека, видимо, опасаясь последствий. О дальнейших возможных действиях этих заключённых и их родственников пока не известно.
Несколько родственников заключенных сегодня собирались у здания ИВС, но вскоре разошлись, результаты их переговоров с милицейским начальством, если они были, неизвестны.
Валентина Гриценко также сообщила, что некоторых заключённых после избиений отвезли в другие ИВС области, в Сузак, Базар-Коргон и Ноокен (близлежащие районы области. – прим. ред.), но в Базар-Коргонском ИВС отказались принимать их и вернули обратно. У заключенных кроме мобильников изъяли некоторую одежду и даже лекарства, принесенные им родственниками.
Впрочем, это уже не первый случай массового избиения заключенных в стенах Джалал-Абадского ИВС, который также используется в качестве СИЗО, из-за отсутствия в регионе такового.
Как мы писали ранее, местные правозащитники сообщали о массовом избиении заключенных, два раза: 5 августа 2006 года и ровно год спустя – 8 августа 2007 года. Если в первом случае факт был подтвержден и сотрудников милиции как бы привлекли к ответственности, то во втором случае органы прокуратуры оставили без внимания факты, изложенные правозащитниками.
“И тогда после избиений, заключённые также нанесли себе подобные раны”, — отметила Гриценко.
Региональный представитель омбудсмена по Джалал-Абадской области Алима Аманова, в интервью Voice of Freedom, рассказала свою версию произошедшего.
«Восьмого ноября был мониторинг, со мной были люди из прокуратуры и правозащитники, по словам заключённых, 6 ноября полдевятого утра, в камеры пришли оперативные работники и начали искать запрещённые предметы. Под этим предлогом стали избивать заключённых, всего было избито где-то 30-50% задержанных”, — заявила представитель омбудсмена.
По словам Амановой, в знак протеста заключённые нанесли себе увечья при помощи лезвий — порезали руки, предплечья и животы.
“Они (заключённые) поранили себя при помощи лезвий, откуда у них лезвии, они отказались отвечать”, — заявила она. — “Скорую помощь заключённым вызвали только восьмого ноября, когда начались [наши] проверки”.
Однако, как сообщили из «Справедливости», местные врачи оказали помощь заключенным уже на следующий день, 7 ноября и сразу же передали информацию о фактах избиения заключенных правозащитникам из ОПЗО «Справедливость».
Алима Аманова добавила со ссылкой на руководство ИВС, что “в ходе проверки было изъято восемь сотовых телефонов и другие запрещённые предметы”. Но что за “другие запрещённые предметы”, сотрудники ИВС не уточняли. Не уточняется это и в сообщении МВД, которое распространено в СМИ.
Как сообщили ИА «24.kg» из МВД после сообщения об инциденте, с заключенными уже встречались глава УВД Джалал-Абадской области, прокурор города и сотрудники Службы внутренней безопасности МВД, которые «фактов избиения заключенных не зафиксировали».
В Министерстве внутренних дел также сообщили, что заключенные выдвинули «необоснованные» требования: открыть «общаковскую» камеру, убрать заглушку для сигнала сотовых телефонов, продлить время прогулок, увеличить количество и длительность свиданий с родственниками и близкими, организовать внеочередное этапирование в СИЗО и другие, сообщило ИА «24.kg».
Однако во время встречи с правозащитниками, сами заключенные не говорили о каких-либо требованиях. таким образом, причины избиений остаются не до конца ясными.
“После мониторинга я зашла к прокурору области, письменно указала, что произошло в ИВС и теперь ждем реакции прокуратуры”, — подвела итоги Алима Аманова.
По словам заключённых, на которых ссылаются правозащитники, перед обыском, сотрудники милиции направили в потолок видео камеры, установленные в коридоре. Получается, что эти камеры, установленные с большим энтузиазмом во многих ИВС страны, никак не способствуют улучшению защиты прав заключенных.
Как ранее сообщал координатор программ правозащитной организации «Справедливость» Абдумалик Шарипов, выступая на рабочей встрече участников Меморандума по сотрудничеству в области защиты прав человека, видеокамеры уже установлены в 8 ИВС из 12, которые есть в Джалал-Абадской области (эта была инициативой прокурора области). Ожидается, что до конца года они будут установлены во всех остальных. Однако…
«Эти камеры не ведут записи, и какой резон тогда их устанавливать? – задавался вопросом тогда Шарипов. — Мы ставили их, чтобы бороться против пыток, а как мы докажем факты пыток, если не осталось записи? Так теперь получается, что камеры были установлены для контроля над заключенными…»
Шарипов предлагал выработать единые стандарты по использованию этих видеокамер во всех ИВС. Он говорил, что камеры должны фиксировать события, а доступ к записям должен быть строго упорядочен, чтобы использовать их по назначению.
Время показало, насколько актуальны были предложения правозащитника.
Адрес статьи: http://vof.kg/?p=7272
Автор фото: Евгений Погребняк.