Полковник ВС США полагает, что Ферганская долина рискует стать оплотом террористов, каким стала зона племен Пакистана (Территория племен федерального управления), и призывает США активно развивать взаимодействие в сфере безопасности с этим регионом.

В докладе под названием «Фергана – Территория племен федерального управления? Центральноазиатская стратегия после 2014 г.» полковник Военного колледжа Армии США Тед Донелли (Ted Donnelly) доказывает, что военная стратегия США в Центральной Азии на данном этапе чрезмерно сосредоточена на обеспечении доступа к Афганистану:

«Регион государств Центральной Азии (ЦА) с 2001 года играет важную вспомогательную роль в операции «Несокрушимая свобода». Однако нынешняя военная стратегия США сосредоточена на регионе лишь в контексте его оперативного значения в приложении к этой операции. Неспособность посмотреть на данный регион сквозь призму более долгосрочных стратегических перспектив подвергает опасности процесс достижения успеха в Афганистане после вывода оттуда войск международной коалиции, негативно отражается на обстановке безопасности и стабильности в регионе и повышает вероятность повторного втягивания США в дела региона, причем на самых нежелательных условиях».

Полковник Донелли убежден, что экстремистские группировки, подобные Исламскому движению Узбекистана, непременно воспользуются выводом американских войск из Афганистана и утвердятся в Ферганской долине – консервативной, плотно населенной территории, по которой проходят границы Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана:

«Наиболее вероятным исходом событий после 2014 года представляется превращение Ферганской долины в территорию, все больше и больше походящую на Территорию племен федерального управления (зону племен) Пакистана. Как и зона племен, будущая Ферганская долина будет представлять собой значительную по величине неуправляемую территорию, которая станет служить прибежищем, инкубатором и плацдармом для вооруженных экстремистских группировок и боевиков. ИДУ и другие экстремистские вооруженные группировки станут использовать это прибежище, а также свои новые тыловые районы в Афганистане для наращивания давления со стороны исламистских мятежников на светские правительства стран Центральной Азии».

В целях противодействия этому Донелли выдвигает предложение: сфокусировать внимание на взаимодействии в сфере безопасности для борьбы с боевиками в Ферганской долине. Правда, предлагаемые рекомендации носят не слишком конкретный характер:

«В конечном итоге Ферганская долина, как стратегический центр притяжения для региона, должна стать центральным пунктом любой перспективной стратегии. Стабилизация ситуации в Ферганской долине должна стать первичной задачей для США, а не просто составной частью задачи в отношении территории, «на которой расположены наши базы и по которой проходят наши коридоры снабжения», как это происходит на нынешнем этапе…

Военный компонент сотрудничества в сфере безопасности будет меньше, но он должен быть сосредоточен на создании потенциала, необходимого для упрочения и стабилизации ситуации в Ферганской долине: это укрепление безопасности границ и принятие заградительных мер для изоляции долины от действующих на афганской территории боевиков; это контртеррористические меры с упором на подразделения, занимающиеся борьбой с боевиками в Ферганской долине и на прилегающих территориях; это деятельность в области борьбы с незаконным оборотом наркотиков для пресечения каналов финансирования вооруженных экстремистских группировок; а также меры по ликвидации последствий различных бедствий».

По мысли Теда Донелли, США должны осуществлять эту стратегию во взаимодействии – по крайней мере, в своей риторике – с Россией и Китаем:

«Россия и Китай также отчасти являются странами этого региона, а ШОС и ОДКБ – авторитетными, хотя и не слишком эффективными региональными организациями. Таким образом, США следует продвигать идею подключения России, Китая, ШОС и ОДКБ к реализации означенной региональной стратегии… Это правда, что США по-прежнему не стоит ожидать особой поддержки со стороны России или Китая, США даже могут столкнуться с активным сопротивлением, как это имеет место на данном этапе. Так что этот подход имеет главным образом политическое, дипломатическое и информационное применение».

Следует подчеркнуть, что это лишь научная работа одного полковника, работающего над своей диссертацией, и, будучи таковой, она определенно не должна восприниматься как позиция, близкая к официальной линии американских властей. Но все же это научное исследование, проведенное в недрах вооруженных сил США, и как таковое, возможно, отражает по крайней мере некоторые из точек зрения людей, формулирующих политику в отношении данного региона.

Если оставить в стороне вопрос о справедливости высказываемых Тедом Донелли оценок ситуации в сфере безопасности в Центральной Азии и роли США в этом вопросе, а также востребованности подобных рекомендаций, есть ли хоть какой-то шанс, что они будут реализованы? Пожалуй, нет.

Донелли считает, что на американских программах сотрудничества в сфере безопасности негативно сказывается тот факт, что США уделяют основное внимание вопросу обеспечения доступа к Афганистану. В моем докладе на ту же тему я утверждаю обратное: что развитие этих программ является прямым следствием потребности в доступе к Афганистану.

Так что, когда необходимость в нем отпадет, я подозреваю, будут свернуты и эти программы оказания помощи в сфере безопасности. В общем и целом США все меньше и меньше хотят принимать участие в каких-то военных аспектах в удаленных уголках мира.

Однако будущая ситуация в сфере безопасности в данном регионе крайне непредсказуема. Действительно, представляется вполне вероятным рост вооруженного экстремизма в Ферганской долине после 2014 года, поскольку вывод американских войск из Афганистана предоставляет боевикам более широкое поле для деятельности.

И в (маловероятном) случае, что к этим центральноазиатским экстремистам примкнут «Аль-Каида» и другие группировки, нацелившиеся на США, можно представить, что в этом регионе станет развертываться деятельность, аналогичная скрытным действиям США/применению БПЛА в Йемене, либо возникнет своя Территория племен федерального управления. Поживем – увидим.

Автор: Джошуа Кучера

Фото: Евгений Зотов

Источник: EURASIANET.org

1 КОММЕНТАРИЙ

комментарии закрыты.