Арестанты следственного изолятора №23 города Каракол начали принимать пищу после пяти дней протестов, сообщает портал «Голос Свободы». Правозащитники говорят, что заключенные жаловались на «пытки». ГСИН утверждает, что недовольство вспыхнуло из-за «закрытых окон и дверей» камер.

В своей публикации правозащитники общественного фонда «Голос Свободы» ссылаются на слова Касыма Сооронбаева, начальника воспитательной службы Государственной службы исполнения наказаний (ГСИН), который заявил о прекращении голодовки.

По его словам, заключенные расшили рты и согласились вновь принимать пищу после того, как представители ГСИН и аппарата омбудсмена провели с ними переговоры.

«Нарушений прав заключенных нет, и причиной голодовки были криминальные интересы. Мы отстояли [свою позицию] без применения силы», — сказал Сооронбаев.

Один из заключенных, с которым связались правозащитники, подтвердил сделку между арестантами и руководством следственного изолятора (СИЗО) Каракола. Он сказал, что начальники СИЗО пообещали «хорошее отношение к заключенным».

Источник добавил, что члены комиссии, созданной руководством ГСИН, не стали рассматривать жалобы на «правонарушения» со стороны сотрудников следственного изолятора и не приняли их из рук арестантов.

По версии Камиля Рузиева, главы правозащитного фонда «Вентус», именно «пытки» послужили причиной для недовольства заключенных, которое вылилось 4 декабря в коллективный отказ от приёма пищи.

«Они (заключенные) жалуются на то, что их избивали, и причастны к этому руководители, в том числе и замначальника СИЗО», — говорил Рузиев в интервью Kloop.kg.

Пресс-служба ГСИН, в свою очередь, утверждала в своей рассылке, что заключенные требовали открыть окна и двери некоторых камер, но получили отказ, который и привёл к недовольству.

По разным данным, в голодовке участвовали от 64 до 90 заключенных почти из 100 человек, содержащихся в следственном изоляторе Каракола.

«Пельмени в камерах»

Начальник воспитательной службы ГСИН Касым Сооронбаев, согласно публикации на «Голосе Свободы», не признавал голодовку заключенных с самого её начала.

Он утверждал, что арестанты отказываются только от той еды, которая приготовлена в следственном изоляторе, но едят пищу из посылок.

«Они (заключенные) заранее подготовились к голодовке, и не знаю, насколько им хватит своих продуктов. Я сам видел мешками хлеб в камерах, и даже пельмени», — сказал Сооронбаев.

Он пообещал, что зачинщики протеста будут наказаны за «организацию беспорядков», что, согласно 345 статье Уголовного кодекса Кыргызстана, карается сроком до 10 лет лишения свободы.

Родители заключенных, в свою очередь, жалуются, что сотрудники СИЗО перестали принимать посылки, когда 4 декабря в изоляторе начался протест.

Родственники арестантов написали обращение к властям Кыргызстана, в котором они обвиняют руководство СИЗО в «жестоком» обращении с заключенными, отсутствии условий содержания и отказе в регистрации жалоб.

Фото: Илья Каримджанов
Автор: Эльдияр Арыкбаев