Фото со дня апрельской революции. Автор: Brokev03Экс-заместитель председателя Службы госохраны Данияр Дунганов рассказал на суде по революции 2010 года, как, по его словам, проходили события во время апрельского переворота.

Данияр Дунганов, занимавший должность заместителя Службы госохраны при Жаныше Бакиеве, проходит по делу о революции 2010 года, в результате которой погибли более 80 человек. Его обвиняют в том, что он исполнил приказ Бакиева, который командовал стрелять по митингующим.

На заседании суда 16 января он рассказал свою версию произошедшего во время апрельской революции.

Kloop.kg приводит рассказ Дунганова с его показаний:

Приготовления

6 апреля я находился на рабочем месте. Примерно в 18:00 мне позвонил начальник СГО Жаныш Бакиев с указанием ввести усиленную охрану вверенного мне объекта.

Затем в 20:00 мне позвонил Нурлан Темирбаев [первый заместитель начальника СГО — здесь и далее прим. Kloop.kg], который дал указание распустить оперативников по домам и собрать их утром 7 апреля на построение.

Утром следующего дня мы с полковником Темирбаевым провели сбор, на котором было примерно 400 военнослужащих.

Дунганов, по его словам, курировал управление связи, управление боевой подготовки и президентский полк.

В 10 часов утра мне позвонил генерал [Жаныш] Бакиев. Он дал указание подготовить два автобуса из военнослужащих СГО и солдатов президентского полка.

Он приказал снарядить их защитными костюмами «робокоп» и совместно со служащими МВД отправить их на защиту режимного объекта, обеспечив их табельным оружием.

Далее мы прибыли в дом правительства [имеется в виду «Белый дом», ныне здание парламента и место работы президента].

Мне стало известно, что во время митинга произошла стычка и митингующие отобрали около 15 единиц оружия, а сами военнослужащие разбежались по какой-то промзоне.

Далее мне позвонил [Жаныш] Бакиев с указанием подняться на седьмой этаж в его кабинет. В кабинете находились премьер-министр, министр обороны и руководитель секретариата президента Оксана Малеванная.

Там генерал Бакиев дал мне указание расставить личный состав по секторам и развесить таблички с сообщением, что в случае несанкционированного проникновения будет применено оружие. Территория была разделена на четыре сектора.

Узел связи для координации действий личного состава был развернут в кабинете начальника президентского полка. Позывным генерала Бакиева был «седьмой».

На крыше оставались два сотрудника, которые, как обычно, заступили в наряд с автоматами Калашникова.

Через некоторое время по радиосвязи меня вызвал генерал Бакиев. Он сообщил мне, что через некоторое время прибудет спецназ «Скорпион» и военнослужащие министерства обороны.

Он дал мне приказ расставить их по внутреннему периметру дома правительства.

Первые потери

Примерно в 14:00 митингующие приближались к Белому дому по проспекту Чуй на двух автомобилях «Урал».

На них были направлены сотрудники МВД с соответствующими средствами. Но оцепление было прорвано.

С северной стороны Белого дома находились сотрудники МВД, вооруженные автоматами. Туда приходили раненные сотрудники МВД, где получали медицинскую помощь.

В это время южные ворота Белого дома были протаранены.

Сотрудники применили средства, чтобы вытеснить митингующих и предотвратить захват защищаемого ими объекта. Сотрудники применяли специальные средства, например, резиновые пули.

К этому времени к восточному входу принесли солдата президентского полка, который был в крови. Он не подавал признаков жизни. Это произошло примерно в 14:30.

В это время к восточному входу двигалась автомашина «Урал» задним ходом. Мы получили приказ от генерала Бакиева остановить автомашину.

Жаныш приказывает стрелять

Тем временем, по радиосвязи поступило сообщение о том, что президент [Курманбек] Бакиев ввел чрезвычайное положение. Толпа начала прорываться, сотрудники пытались криками остановить митингующих.

Среди митингующих были замечены несколько гражданских лиц с автоматами, которые из укрытия расстреливали дом правительства. Другие митингующие использовали камни.

В это время произошел взрыв ручной гранаты, которая поступила со стороны митингующих.

Примерно к 15 часам поступил указ от председателя Службы госохраны, генерала Жаныша Бакиева, об открытии огня.

Время от времени я отправлялся к Бакиеву, чтобы доложить о ситуации. Я предлагал ему провести переговоры с митингующими.

В день госпереворота в Бишкеке погибло 86 человек
В день госпереворота в Бишкеке погибло 86 человек

Через некоторое время поступили сведения о готовящемся проникновении легкового автомобиля. Так и произошло.

Я поднялся на седьмой этаж, где доложил генералу Бакиеву о том, что мы имеем потери.

Он отдал приказ применять бронетехнику.

Через некоторое время я услышал по радиосвязи, как генерал Бакиев давал команду офицеру связи, чтобы тот вышел по другой станции связи на постовых, чтобы они пропустили спецназ «Альфа». Время: около 17:00.

Я встретил полковника Жолдошева, который сообщил мне, что спецназ «Альфа» прибыл.

Попытки остановить захваченный БТР

Я не знаю, сколько времени прошло потом, но нам доложили, что захвачен бронетранспортер. Генерал Бакиев дал приказ по радиосвязи снайперам с позывными «Небо» и «Орел» стрелять по колесам БТР.

Прочитать интервью с человеком, который захватил БТР и стрелял по Белому дому (откроется в новой вкладке)

В это время я стоял у входа в здание с восточной стороны. Я укрылся за колоннами и увидел, как пули просвистели над головами сотрудников.

Фото Абдраимова Касымова, который был за рулем захваченного БТРа
Фото Абдраимова Касымова, который был за рулем захваченного БТРа

В это время БТР повернулся и начал стрелять по крыше здания. Время: 18:30.

Председатель госохраны Бакиев дал указание использовать гранатомет.

Служащий принес гранатомет, но первые два раза он не выстрелил, в третий раз гранатомет попал в угол здания, после чего я услышал по радиосвязи возгласы возмущения генерала Бакиева.

Переговоры и сдача Белого дома

Начиная примерно с 15:00, мы несколько раз пропускали переговорщиков со стороны митингующих. Однако с кем они велись, и какие были результаты, я не слышал. Среди них были Темир Сариев [ныне министр экономики], Токтайым Уметалиева и гражданские лица, которых я не знал.

В 21:00 часов вечера начальник СГО вызвал меня и сообщил, что сейчас прибудет Темир Сариев для переговоров. Было понятно, что речь идет о сдаче дома правительства. Я озаботился вопросом защиты оружия, во избежание его захвата.

Далее я встретился с Жанышем Бакиевым. Он сообщил мне, что дом правительства будет сдан, и что оппозиция обеспечит нам коридор.

Он добавил что остается, и что президент Бакиев полномочия еще не сдал. Он сказал, что складывает свои полномочия в пользу Сариева.

Премьер-министр Данияр Усенов сообщил мне, что складывает свои полномочия в мою пользу.

В это время генерал Бакиев куда-то ушел. Я подумал, что он пошел в кабинет, но тут по радиосвязи объявили, что генерал Бакиев покинул здание. Я остался один.

В кабинете председателя СГО я увидел Темира Сариева. Я сказал, что сейчас самое важное — это вывести состав военнослужащих из здания.

Мы с Сариевым вышли на лифте и спустились на восточную сторону. Он направился в восточную сторону и попытался остановить демонстрантов. Видя это, я направил людей на западную сторону и начал их выводить.

В это время подъехал черный джип, за рулем которого находился Данияр Усенов. Он попросил меня открыть ворота, но я сказал, что мне надо вывести людей. Тут митингующие ворвались и начали избивать личный состав.

Я сдал оружие и вернулся домой около четырех утра. В восемь утра я вернулся на службу, где от дежурного узнал, что один солдат президентского полка погиб и несколько ранены.

Далее я встретился с членами временного правительства. Мне был представлен новый начальник СГО. Я представил ему офицерский состав.

На следующий день, 9 апреля, Азимбек Бекназаров попросил меня явиться к нему.

Далее меня передали следователям.

[poll id=»127″]

Все фотографии, кроме портрета Дунганова, сделаны пользователем «Википедии» Brokev03 и публикуются согласно правилам лицензии «Криэйтив Коммонз»