Изъятие газет в Казахстане
События последнего года в Казахстане не оставили ни у кого сомнения в том, что власти методично и систематично разрушают свободу слова в СМИ.

Постоянные меры борьбы против оппозиционных изданий, которые были дополнены новыми законами, которые еще больше разрушают свободу слова, вряд ли кого-нибудь обнадежат.

В декабре власти запретили спутниковый ТВ канал «К+», «Стан-ТВ», газету «Взгляд» и еще восемь газет и 23 вебсайта, связанных с газетой «Республика».

Некоторые из этих изданий связаны с Мухтаром Аблязовым, бывшим банкиром и политическим оппонентом Назарбаева, живущим в эмиграции. Решение властей о закрытии оппозиционных СМИ последовало после суда над Владимиром Козловым, лидером партии «Алга», которая ассоциируется с Аблязовым. После того, как в октябре Козлова приговорили к семи с половиной лет заключения, власти заинтересовались «Республикой» и другими медиа-изданиями, обвиняя их в распространении экстремистских взглядов и представлении угрозы для национальной безопасности.

В начале январе президент Нурсултан Назарбаев одобрил внесение изменений в закон о противодействии терроризму, который, по словам правозащитников, может быть использован для преследования политических оппонентов и критикующих СМИ.

В прошлом месяце был обнародован текст нового уголовного кодекса, который в августе будет представлен на обсуждение парламента. Его целью является улучшение защиты прав человека. Но, по словам гражданских активистов и журналистов, когда дело касается свободы слова, он будет иметь, по меньшей мере, обратный эффект.

В своем заявлении, в котором выражается озабоченность новым законом, коалиция НПО под названием «20-шы бап» — в которую среди других организаций также входят организации по поддержке СМИ «Адил Соз», «Интерньюс Казахстан» и «МедиаНет» — предупредила, что данный закон еще больше ухудшит и без того драконовский закон о клевете, предусматривающий более длительные сроки наказаний и более крупные размеры штрафов, и отметила, что он легализовал такой давно практикуемый метод Интернет цензуры как блокирование доступа к вебсайтам.

Коалиция призывает к исключению клеветы из числа уголовно наказуемых наказаний, к отмене специальных мер защиты чиновников от клеветы, и за уточнение нечетко сформулированного правонарушения «разжигание социальной розни».

Закон «О национальной безопасности», принятый в январе 2012 года, включает формулировку об «информации, которая влечет за собой отрицательную общественную реакцию». Это определение настолько общее, что позволяет любую интерпретацию со стороны чиновников. Также закон предоставляет властям большие права на вмешательство и блокирование телекоммуникаций — еще один пример, когда закон легализует существующую практику.

Закон о телерадиовещании, принятый в марте прошлого года, полностью легализовал государственную монополию в этом секторе. По словам директора Национальной ассоциации телерадиовещателей Шолпан Жаксыбаевой, «действие закона приведет к переделу на рынке собственности, и однозначно не в пользу региональных вещателей».

Она предположила, что закон поставит региональные вещательные компании, которые стремятся быть более независимыми, чем национальные издания, под угрозу закрытия.

В то же время закон о доступе к информации, провозглашенный прогрессивным, принятие которого ожидалось в начале этого года, застопорился.

За последний год проблемы с властями были у многих журналистов. В своем ежегодном мониторинге «Адил Соз» зарегистрировал 19 оскорблений журналистов и 17 уголовных дел, включая 11 исков за клевету, одно заявление о разжигании социальных беспорядков и одно о призыве к межэтнической вражде. Более 100 журналистов были привлечены к гражданской ответственности по искам о клевете, не говоря уже об уголовном преследовании. «Адил Соз» насчитал 180 случаев блокирования доступа к вебсайтам, онлайн форумам и блогам.

Сам медиа-сектор становится более зависимым от государственного заказа и почти 90% медиа-изданий получают государственное финансирование. Все это убивает конкуренцию, способствует самоцензуре и, в результате, создает ситуацию, когда трудно отличить контент коммерческих и государственных СМИ.

Иными словами, все это оставляет мало надежды журналистам и активистам, что их кампании за получение более широкого доступа к информации, более справедливые правила регистрации СМИ, за ограничения исков за клевету и суммы ущерба будут иметь какой-то успех.

Раньше выступая против критических замечаний в адрес свободы СМИ в Казахстане, сторонники власти говорили, что ситуация, по крайней мере, не такая плохая, как в соседних Узбекистане или Туркменистане. Сейчас Казахстан начинает быстрыми темпами приближаться к своим соседям.

Оригинал материала взят с сайта IWPR.
Автор: Гульмира Биржанова — медиа-юрист Правового медиа-центра в Астане.