Нурман Баяман

За кофе-брейком мы обсудили с экс-замминистра транспорта и коммуникаций Нурланом Баяманом его недавнее увольнение и высказывания по поводу «плохого маркетинга» «Кыргызтелекома».

Прослушать аудио «Кофе-брейка»:

Нурлан Баяман

Kloop.kg: Нурлан, здравствуйте! Вы нарушили наши традиции и вместо кофе попросили зеленый чай, как вам?

Баяман: Чай в пакетиках лучше, чем растворимый кофе.

Kloop.kg: Я смотрю у вас хорошее настроение, расскажите о перепадах или же стабильности вашего настроения за последние три дня (Баямана сняли с должности 12 апреля).

Баяман: Если я скажу, что последние события не повлияли на мое настроение, естественно это будет не правильно. Я считаю что за эти дни происходят наиболее значимые, интересные вещи в моей жизни.

Для меня это было опытом, и как не странно, я испытываю удовлетворение от того, что сейчас происходит. Потому, что на мой взгляд, моя отставка является признаком того, что я близко подобрался к решению некоторых вопросов, которые не поднимались на официальном уровне. Для меня есть четкое осознание того, что я все делал правильно, делаю и продолжаю делать.

Kloop.kg: Нурлан, вы сказали такую классную вещь, что когда у человека происходят какие-либо изменения: отставки, назначения или что-то еще, у него появляются определенные мысли или выводы. Вы можете сказать три мысли о людях, о системе и о стране, которые появились у вас в течение этих трех дней со словом: неужели или действительно?

Баяман: На такой вопрос хочется ответить отрешенно от данной ситуации, дать какие-то резюмирующие мысли. Но, на самом деле, самая основная мысль в связи с моей отставкой связана с тем, что я не связываю мои желания делать какие-то вещи с моей должностью. Это первая моя мысль, то есть то, что я делал будучи чиновником я могу возможно в меньшей или большей степени делать в качестве гражданина.

Вторая мысль —  хотелось бы отметить тот факт, что, когда делаешь какие-то вещи по-новому, люди воспринимают это как что-то неблагоразумное. Это вызывает осуждение и непонимание. когда проходишь определенную точку, а для меня ей стала, как ни странно, моя отставка, оказалось, что я снискал поддержку очень большого количества людей, которые нашли в этом надежду на то, что система может измениться.

В первую очередь я имею ввиду сотрудников этих компаний, их напрямую касались решения, которые я хотел внедрить в жизнь.

Kloop.kg: Как сообщила пресс-служба правительства, решения о вашей отставке принято по итогам прошедшего заседания правительства, в ходе которого было указано на имеющиеся недостатки и упущения в его работе. Скажите, в чем были недостатки, и что вы упустили?

Баяман: Я думаю дело в следующем: не секрет, что я регулярно встречал непонимание и осуждение тех принципов работы, которые я практиковал будучи замминистра. Например существует работа межведомственной комиссии, на которой рассматривается тот или иной вопрос. И в большинстве своих работ я всегда высказывался касательно компании, отрасли за которые я был ответственен. За отрасли связи, телекоммуникации и информатизации в том числе. И очень часто я выступал с радикальными предложениями, решениями и острой критикой тех подходов которые сложились в течении последних 10 лет.

К сожалению, очень часто мои предложения встречали сопротивление. Естественно, это лишь рабочий процесс, я не хочу кого-либо обвинять, это конкуренция идей. То есть, моя идея в этой конкурентной борьбе просто проиграла , той идее которая доминирует и главенствует в правительстве.

Kloop.kg: А какая сейчас идея доминирует и главенствует?

Баяман: Это получится в любом случае субъективно, но я постараюсь. Во-первых, в правительстве существует одна большая проблема — это ответственность за принятия решения. Дело в том, что большинство отраслей в стране в критически тяжелой ситуации. Чтобы выправить все и повернуть вектор процесса необходимы очень эффективные действия, и зачастую эти решения вязнут в процессах согласования, бюрократической системе.

Я не говорю, что бюрократии и согласования не должно быть, но она должна быть быстродейственной, решительной. Поэтому особую надежду люди выражают молодежи, так как у молодежи есть больше безрассудства наверное. Но это тоже не всегда хорошо. Чем больше безрассудства, тем больше шансов ошибиться.

Kloop.kg: Я не могу не задать этот вопрос, у всех он был после прочтения вашего открытого обращения, где говорится о коррупции в «Кыргызтелекоме». Почему вы не говорили раньше? Или обязательно надо отстранять человека, чтобы он раскрыл коррупционные схемы?

Баяман: Наверное, раз уже сложилось такое мнение, я действительно должен признать тот факт, что возможно я недостаточно громко говорил об этом, но хотелось бы отметить, что есть ряд письменных моих интервью, где я четко говорю о финансовых показателях, о крайне неэффективном управлении «Кыргызтелекома», что они тратят большие деньги не понятно на что.

Здесь примером является прокладка оптоволокна в Баткенской и Ошской областях, там 240 км и на него потратили 18 с половиной млн долларов. «Элкат» на такой же провод длиной 220 км потратили полтора млн, об этом я говорил не раз, что прямая ответственность за это лежит на плечах руководства «Кыргызтелекома».

Теперь о слове «коррупция», в моем прямом обращении слова «коррупция» нет. Я сознательно не использовал это слово, потому что, чтобы обвинить в преступлении, финансовых нарушениях, необходимо провести ряд мероприятий правоохранительными органами. И будучи чиновником, я особо должен быть внимателен к своим словам.

Kloop.kg: Ну хорошо, а на какое слово можно заменить слово «коррупция»?

Баяман: Безответственный менеджмент.

Kloop.kg: Я сегодня прошлась по всем интернет форумам, где обсуждали дело вокруг «Кыргызтелекома», и знаете, бытует такое мнение, назовем их слухами, что ваше увольнение было проплачено правлением ОАО «Кыргытелекома» в связи с вашим недавним заявлением о неэффективной работе правления. Что вы думаете по этому поводу?

Баяман: Я могу сказать что слухи это такая вещь, что их очень опасно комментировать, более того, ими опасно оперировать как информацией. После работы на своей должности меня жизнь научила верить либо вещам, которые я сам лично проверил, либо тому, что сказали люди, которым я доверяю.

Это очень важно, ведь когда мы начинаем оперировать слухами, мы можем начать давать неверную информацию. Меня особо не интересует каким образом было принято решение о моей отставке, здесь главное результат. Существующая система отторгнула элемент, которым я был в системе. Они отторгнули по той или иной причине, не важно по какой, но я оказался чужеродным для этой системы.

Kloop.kg: Ну вот смотрите, Нурлан, вы сами приводите аналог того, что вы оказались инородным, чужим, который в эту систему не вклинился, политику мы иногда сравниваем с шахматной партией, и здесь есть управленцы, которые расставляют фигурки, как вы думаете кому вы не понравились? Кто решил, что вы не справляетесь со своей работой, не может сыграть свою роль хорошо?

Баяман: Дело в том что шахматная партия еще продолжается, поэтому если я буду вслух размышлять кто двигал фигурки это повлияет на дальнейший ход событий.

Kloop.kg: Хорошо, расскажите, какие у вас отношения с руководителями «Кыргызтелекома»? Вы с ними общаетесь? Быть может часть видитесь?

Баяман: Я с этими людьми познакомился будучи замминистра, честно сказать, поначалу я стремился помочь реализовать им те или иные проекты. Например, конкретно по проекту Иркештам-Сарыташ-Ош была задача уговорить китайцев начать предоставлять услуги интернета. Поначалу мне говорили, что там существует какая-та юридическая заминка, я тогда предложил им подключить юристов, специалистов и подключить в том числе дипломатические каналы на уровне правительства, я был полностью готов сотрудничать с этими людьми.

Однако дальнейшие события показали, что это была не совсем правда, и что настоящая причина отказа китайцев заключалась в низком качестве самой линии. И тогда я понял, что руководство просто тасует факты, тогда я понял, что строить конструктивную беседу и работу с ними очень тяжело, потому что они не защищают интересы компании и, в конечном итоге, государства.

Kloop.kg: Вы говорите, что в госструктуре существует некая система, ведутся политические игры, можете ли вы сказать, что вы не сработались с этой системой, и не смогли до конца реализовать все свои идеи? Это минус системы или ваша несработанность?

Баяман: За то время, которое я проработал на этой должности, я очень многому научился. Я должен признать, что быть чиновником — эмоционально тяжелая работа. Прессинг идет и с верху и снизу. Наверняка были упущения с моей стороны, есть вещи которые мне предстоит научиться в аппаратной эффективности. Безусловно, государственный аппарат должен быть согласованным и работать слаженно.

Kloop.kg: У меня вопрос следующий, вы в общем проработали 14 месяцев на госслужбе, скажите, что должен знать молодой специалист, который идет в госструктуры?

Баяман: В первую очередь, он должен знать, что там он будет на голодном пайке. Он должен четко знать, что заработать там материальные средства ему не удастся. Если он не сможет ответить себе, что готов работать, не зарабатывая, он не сможет быть честен с самим собой. Потому что соблазны всегда существуют. А второе — то, что ничего невозможного нет.

Kloop.kg: Разрешите мне вас процитировать, в своем эккаунте в «Твиттере» вы написали:

«Я продолжу работу по всем основным проектам, в том числе, по реформе «Кыргызтелекома» в качестве гражданина и специалиста в отрасли», — написали вы.

Как? Каким образом? Вы будете участвовать во всех телепрограммах, писать статьи? Выходить на митинги? Может создадите какую-нибудь отдельную партию или движение, что вы собираетесь делать?

Баяман: Я член партии «Ар-намыс» с 2011 года, для того чтобы обозначить свою позицию по техническим, финансовым или политическим событиям, лишние манифестации не нужны. Для меня это не конструктивно и не эффективно. Что касается инструментария, который есть у меня есть, так как я член партии «Ар-намыс», от него я собственно был и представлен в то время правительству Бабанова, я буду давать информацию фракции.

Уверен, что там будут рассмотрены эти вопросы и приняты решения, я буду содействовать для их реализации, а также содействовать тому, чтобы решения, принятые фракцией были основаны на более развернутом количестве информации.

Kloop.kg: И напоследок, Нурлан Баяман, которого назначили 3 февраля на пост замминистра, и Нурлан Баяман, которого 12 апреля сняли с должности,чем они отличаются?

Баяман: Ну, второй Нурлан намного сильнее первого.

Kloop.kg: А в чем его сила?

Баяман: Сила наверно заключается в уверенности в том, что можно управлять, брать на себя ответственность и быть решительным.

Фото: радио «Азаттык»

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Интересное интервью, только текст откорректировать нужно немного:
    «отторгнула элемент, которым я был в системе был»
    «Быть может часть видитесь?»

комментарии закрыты.