Политолог Иван Каменко проанализировал обращение президента Алмазбека Атамбаева по случаю годовщины межэтнического конфликта на юге Кыргызстана в июне 2010 года. Эксперт считает, что речь главы государства больше призывает людей к объединению, чем рассказывает о событиях тех дней.
Эксперт Агентства по разрешению конфликтов «Эгалите» Иван Каменко поделился в интервью Kloop.kg своим анализом речи президента Атамбаева.
Читать полное обращение Атамбаева
Kloop.kg: Добрый день, мы звоним из информационного портала Kloop.kg. Мы хотели бы узнать ваше экспертное мнение о речи президента Алмазбека Атамбаева по случаю годовщины межэтнического конфликта на юге Кыргызстане в июне 2010 года.
Каменко: Здравствуйте, я считаю, что речь получилась дежурная. Да, прошла годовщина, надо было как-то на нее отреагировать.
С другой стороны, надо отметить позитив: там всего процентов 20 посвящено освещению тех событий и их причин. В основном, там призывы к объединению, дружбе народов, благодарность тем, кто это преодолел, помог, кто разрешил, констатация позитива, позитивных достижений.
Это очень хорошо, что президент не зацикливается на обвинении каких-либо политических оппонентов, а все-таки пытается выйти на позитив в этой речи.
Речь длинная, трудно читаемая, обилие лозунгов, призывов, мало констатирующей информации, ничего нового, трепещущего там не содержится. Усиление госязыка — вот это новое.
К сожалению, нет ответов на зуботрепещущие вопросы по поводу судов, наказания виновных и ответов на вопросы, что это было и что власти предприняли для того, чтобы это не повторилось.
Усилили ли силовой блок и готовы ли они к тому, чтобы вовремя предотвратить или отразить подобные трагедии, готовы ли местные органы власти к тому, чтобы распознать или прогнозировать ситуацию, работать с населением, погасить конфликт или все-таки власти опять движутся по старинке.
Kloop.kg: Как вы думаете, насколько справедливо то, что Атамбаев выделяет одной из причин конфликта сепаратизм узбеков?
Каменко: Тут идет столкновение двух течений: с одной стороны сепаратизма, с другой — национализма и политического реваншизма. Таким образом, он [президент] пытается объяснить те события с точки зрения власти.
Kloop.kg: Насколько вы согласны с его заявлением о том, что временное правительство предприняло все шаги по предотвращению конфликта?
Каменко: Я не согласен, что были предприняты все шаги, и они были своевременны, но с другой стороны, оно [Временное правительство] тогда было слабо. К сожалению, первостепенным вопросом и действием, которым оно уделило большое внимание, был все-таки вопрос дележа материальных средств предыдущего режима.
Первым делом шла волна национализации, потрошения ячеек и завладения финансово-материальными средствами оставшегося режима. Сперва были экономические причины и полное игнорирование вопросов безопасности.
Именно в тот момент позиции силовых структур, армии, милиции, правоохранительных органов были очень шаткие и непонятные, что естественно привело к ослаблению власти на местах и к этим печальным событиям.
Роль силовых структур и милиции в июньских событиях была более видна уже потом после стихания: во времена зачисток, арестов и так далее. В период острых боевых действий их роль была почти незаметна.
Kloop.kg: Насколько верным вы считаете его предложение сделать кыргызский язык объединяющим для этносов Кыргызстана?
Каменко: В принципе, это уже запоздалая реакция, потому что государственный язык является в любом государстве основой суверенитета и объединяющим началом для любого общества.
Я считаю, что это очень верное положение, потому что 20 лет у нас был объединяющим языком, по инерции, русский язык, и, в принципе, больших таких сдвигов по поводу дружбы народов не было.
Государственный язык был маловостребован в этом государстве, на первую позицию он не вышел. Все-таки русский язык — главенствующий, а государственный язык развития не получил, к сожалению.
Kloop.kg: Насколько вы согласны с утверждением Атамбаева, что у наблюдателей, исследователей и журналистов была возможность беспрепятственно изучать все детали конфликта?
Каменко: Наши силовые структуры как всегда работают в режиме секретности, они не всегда допускают к материалам всех своих следственных действий, то есть все общественные деятели, международные организации были вынуждены проводить свои расследования, исследования, аналитику, основываясь на интервью с участниками, пострадавшими, свидетелями, аналитиками, экспертами и тоже с представителями силовых и следственных органов.
О прямой передачи информации или какого-то деления этой информации и распространения информации силовыми органами мы говорить не можем.
Kloop.kg: Почему Атамбаев не называет те самые «третьи силы, которым нужна была война между Кыргызстаном и Узбекистаном»? Кого, на ваш взгляд, он имел в виду?
Каменко: Раньше не было таких обвинений, это что-то новое. У нас в последние годы независимости особо дружественных теплых отношений с Узбекистаном не наблюдается, например, как с Таджикистаном или Казахстаном.
У нас они всегда прохладные, довольно прагматичные и конкурентные. Особо острыми они сейчас будут в связи с тем, что мы с Узбекистаном начинаем сближаться к разным геополитическим игрокам и полюсам.
Мы — к Москве, Узбекистан — к Вашингтону. Возможно, у нас будет военное противостояние с Узбекистаном, раньше этого не было. Это, кстати, негативное явление, которое можно отметить в этой речи. Возможно он [президент] имеет в виду этнокультурные узбекские центры, о сепаратистском настрое которых он говорил, как о зачинателях этих негативных явлений, которые попытались бы этим всем воспользоваться и завязать войну. Но не думаю, что он имел в виду напрямую Узбекистан.