В селе Уч-Коргон Баткенской области проживает самая большая община этнических таджиков в Кыргызстане. Несмотря на межэтнические проблемы юга страны, уч-коргонцы — как таджики, так и кыргызы — стали примером гармоничного соседства двух народов.
Специальный репортаж Заремы Султанбековой
Более 60 процентов из 30 тысяч жителей Уч-Коргона — этнические таджики, предки которых, как они говорят, живут на территории современной Баткенской области еще со времен Александра Македонского.
Сидя на своих топчанах под тенью виноградников, они с легкостью переходят с таджикского на кыргызский, узбекский или русский в зависимости от того, на каком языке говорит собеседник.
В каждом доме, куда нас приглашают, на вопрос о межэтнической розни звучит один ответ — уч-коргонские таджики любят вспоминать о кыргызском эпосе «Манас», по сюжету которого женой главного героя была таджикская принцесса Каныкей.
Таджики считают Каныкей своей сестрой, а кыргызов — близкими родственниками.
Бывший глава сельской администрации Уч-Коргона Обоз Мадазимов едва ли смог вспомнить хотя бы об одной межэтнической стычке в селе за годы его работы.
Напротив, Мадазимов с гордостью рассказывает, что таджики и кыргызы вместе работают, отмечают праздники и создают семьи.
Базарбай Масеитов из баткенского филиала фонда «За международную толерантность» считает подобную гармоничную ситуацию на юге Кыргызстана редкостью.
Жестокий конфликт между кыргызами и узбеками в Оше и Джалал-Абаде в 2010 году показал, каких масштабов могут достигать распри между народами страны. На фоне этого конфликта, в тень ушли менее масштабные, но всё же периодически случающиеся стычки между кыргызами и таджиками.
«В Уч-Коргоне более-менее конфликтов как таковых нет. Особенно конфликтно в приграничных зонах с Республикой Таджикистан. В приграничных сообществах из-за неопределенных границ [конфликты] часто возникают», — рассказывает Масеитов.
И хотя, по мнению эксперта, отношения между кыргызами и таджиками на юге страны можно в целом назвать спокойными, стычки между представителями этих двух народов в последние годы участились.
Только с апреля 2013 года в разных частях Баткенской области было зафиксировано четыре стычки между группами кыргызской и таджикской молодёжи.
Ситуация усугубилась конфликтом с гражданами Таджикистана, живущими в анклаве Ворух, который окружён со всех сторон Баткенской областью — в апреле у его границ произошла массовая драка после того, как ворухцы возмутились тем, что Кыргызстан, по их мнению, начал строить дорогу на территории анклава.
Но большая часть конфликтов, по словам Масеитова, всё же не политизирована и носит бытовой характер.
«Открытых конфликтов нет. Бытовые конфликты есть, они иногда приобретают окрас межэтнических», — говорит он.
Помогали друг другу в голод
Самым большим испытанием уч-коргонской дружбы народов стал конфликт 2010 года — жители всерьёз опасались, что столкновения в Оше и Джалал-Абаде отразятся и на них.
Обоз Мадазимов, работавший тогда в местной районной администрации, вспоминает, как жители села — таджики, кыргызы и узбеки — собрались в те дни в местной тойхане, чтобы договориться о том, как совместными усилиями избежать распрей.
«Конфликтов абсолютно не было. Мы по всем селам поставили дежурство, со всех наций собирали дружинников в одну группу», — вспоминает Мадазимов.
Конечно, и в Уч-Коргоне случаются мелкие ссоры на бытовой почве, но все они, по словам местных жителей, решаются за чаем в популярной местной тойхане, которая, следуя правилам местного колорита, называется «Согдиана».
Куда с большим энтузиазмом местные жители любят вспоминать о том, как кыргызы и таджики помогали друг другу в голодные времена Второй мировой войны.
Местная знаменитость, 83-летний поэт Шарифжон Абдураззоков, в окружении многочисленных детей и внуков рассказывает, как однажды, в годы войны, поехал со своим отцом к друзьям-кыргызам, чтобы обменяться продуктами.
«У нас были фрукты, а зерно больше делали кыргызы, у них там в горах можно. Мы туда пошли, нам они дали зерно, а мы фрукты им отвезли», — вспоминает таджикский аксакал.
Межэтнические браки
Базарбай Масеитов из фонда «За международную толерантность» считает, что за годы независимости Кыргызстана на юге сложилась печальная тенденция уменьшения количества межэтнических браков.
«Раньше, при союзе, часто было. Сейчас таких — единичные случаи, мало очень», — сетует Масеитов.
Но в Уч-Коргоне браки между кыргызами и таджиками не являются чем-то сверхъестественным.
Этническая таджичка Диляфруз Маматкадырова, смущенная неудобным вопросом, рассказывает, что ее будущий муж — этнический кыргыз Бакыт Анназаров — влюбился в нее с первого взгляда.
«Он жил неподалеку, в нескольких домах от нашего. Пытался со мной разговаривать, но я не отвечала», — рассказывает Маматкадырова.
Со временем Диляфруз всё же ответила Бакыту взаимностью, и у них начались отношения. Однако с бракосочетанием возникла загвоздка — Бакыт сымитировал кражу невесты, что вызвало гнев родственников Диляфруз, которые забрали её обратно.
«Они меня забрали. Вернули только через 5—6 месяцев, когда он [Бакыт] пригрозил покончить жизнь самоубийством», — вспоминает с улыбкой Маматкадырова.
Сейчас у молодой пары уже двое дочерей, старшая из которых знает и кыргызский, и таджикский.
Бакыт, также волнуясь от личных вопросов, признаётся, что в окружении часто спрашивают, почему он не женился на кыргызке, и родные изначально были против его брака с таджичкой.
Но он считает Диляфруз своей судьбой и тоже вспоминает о Каныкей из «Манаса».
«Это борьба за любовь», — говорит Бакыт о своём браке.
На основном фото: семья Бакыта и Диляфруз
Авторы фото: Искен Сыдыков и Гульжан Турдубаева