Исмаилова

Глава правозащитного центра «Граждане против коррупции» Толекан Исмаилова рассказала в своем обращении о том, как провела день в ташкентском аэропорту, потому что она оказалась в «черном списке» Узбекистана.

Узбекская погранслужба задержала Исмаилову 24 июня, когда она сопровождала своих французских коллег в посольство в Узбекистане.

Толекан Исмаилова описала все события, произошедшие в аэропорту, в своем обращении к журналистам. Редакция kloop.kg приводит полный текст рассказа правозащитницы.

«Я вылетела в Ташкент рейсом Узбекистан «Ава жолдору» 24 июня в 19.25 по бишкекскому времени.

В ташкентском аэропорту, просмотрев мой паспорт и очень долго изучая что-то в компьютере, пограничник вызвал своего коллегу, после чего меня остановили, попросили подождать. Шло время и уже несколько пограничников, рассматривая меня издали, что-то обсуждали.

Пограничник с моим паспортом зашел в другую комнату, которая охранялась солдатом и долго не выходил.

Я несколько раз подходила к окошку и спрашивала причину моего задержания. Но мне не отвечали. Затем передала документы членам миссии Каритас Франс, которым один из пограничников сообщил, чтобы они не задерживались и не ждали меня, что мне въезд в Узбекистан запрещен.

У нас была запланирована программа на два дня для встреч в Ташкенте и Самарканде с Посольством Франции в Ташкенте, затем мы собирались посетить исторические и культурные места.

Ничего толком не объяснив, меня попросили в сопровождении солдата спуститься вниз и поместили в отдельную комнату, которую заперли на ключ. Я поняла, что меня изолировали и будут содержать под охраной.

Я стучала в дверь, объясняя, что условия содержания не соответствуют минимальным нормам, что мне необходима хотя бы простыня, так как кровать и матрац грязные. В ответ мне объяснили, что все задержанные находятся в таких условиях, ни простыней, ни полотенец у них для таких случаев нет.

Я попросила, чтобы меня вывели, чтобы я смогла поужинать. Меня постоянно спрашивали, есть ли у меня иностранная валюта. Я им объясняла, что у меня только кыргызские сомы, что я сопровождаю делегацию и что я переводчик.

Наверху, на втором этаже я смогла попросить код для подключения к интернету и смогла очень быстро написать короткое сообщение, что я задержана.

В кошельке нашла 2 евро, на которые мне дали картошку и чай. Я была счастлива, что мне удалось отправить родным и друзьям сообщение.

В комнате, где меня заперли, было грязно, но даже поспать там не удалось, потому что несколько раз открывали дверь, смотрели и уходили разные люди из охраны. Я поняла, что они передают меня под охрану своим сменщикам.

Утром я почувствовала себя плохо, попросила врача, врач сказал, что у меня артериальное давление 160 на 120. Мне дали таблетку карфогена и один аспирин.

Это было в 8 утра. Я попросила охрану проинформировать меня о сложившейся ситуации, но они ответили, что с 8 утра начальство будет решать мой вопрос. А накануне вечером один из пограничников сказал, что меня депортируют через неделю и все время выяснял, есть ли у меня валюта!!!

В 8.30 я попросила чай. Мне сказали, что нужны узбекские сумы или доллары. Меня подняли на второй этаж, где бесплатно дали чай.

Рядом завтракала семья: отец, мать и двое детей. Я спросила, смогут ли они мне поменять кыргызские сомы на узбекские сумы и объяснила, что меня незаконно задержали и что мне необходимо чем-то питаться в течение дня…

Уходя, женщина из этой семьи оставила мне 1500 сумов в присутствии охранников, я попыталась отдать ей кыргызские сомы. Это была узбекская семья, я заплакала от чувства благодарности к этим людям и от отчаяния. Люди везде отзывчивы и пытаются помочь друг другу, а авторитарные системы против людей, против свободы передвижения, общения и развития…

Охранник сказал мне «Фаста», то есть быстрей пей чай. Я смогла отправить короткое сообщение дочери, чтобы она не волновалась и чтобы внуки не переживали.

Мне удалось сообщить, что у меня есть сумы от моих братьев узбеков, что у меня с собой рисунок маленькой внучки Алии и чтобы никто не волновался.

И опять я в закрытой комнате — грязный пол, неубранный туалет, без полотенца и простыни…

В 11.40 провели меня через границу и сказали, что со мной будут говорить. Там, среди узбекских пограничников, стояли заместитель Посла Кыргызстана в Узбекистане Канатбек Шаршенбек и консул Посольства Калдар Мамасалиев.

Они рассказали, что с 9 утра им не дают возможность увидеть меня и только сейчас перед вылетом им удалось пробиться на встречу со мной. Мы успели поговорить, а затем меня повели на посадку под охраной и, посадив меня первой в самолет, отдали мой паспорт.

После всего пережитого, я почувствовала себя свободной и счастливой.

В аэропорту Алматы меня ждал Ивар Дале, который купил мне тыквенный суп с семечками. Это было второе счастье».

Фото: радио «Азаттык»

3 КОММЕНТАРИИ

  1. «… как она четыре дЛя провела в…» Когда научитесь грамотно писать, дети? да еще в лиде

  2. hahha do slez smeshno,,, jalovalis chto soderjanie ne sottvetstvyet normam. Chestno govorya NPOshniki menya inogda porajaut soei naivnosti ili prosto glupostu. Vo pervyh vy v Uzbekistane, gos-vy tam naplevat na prava sobstvennyh grajdan, chto yje o Kyrgyzskih grajdan govorit. Nado bylo babki dat i vse putem bylo by bystree domoi yehaliby i eda byla by)))

комментарии закрыты.