хизб ут-тахрир
Большинство из них члены «Хизб-ут Тахрира». Эксперты по вопросам религии и безопасности подчеркивают, что учитывая специфику деятельности таких организаций и движений, реальное количество их сторонников может быть гораздо больше, чем в официальных данных. Кыргызские власти откровенно признаются, что религиозный экстремизм вышел из под их контроля, создавая настоящую угрозу безопасности государства.

Оригинал: Радио «Азаттык».

Активисты и члены религиозно-экстремистских организаций обычно неохотно идут на контакт с журналистами. Если и соглашаются на интервью, то просят не упоминать их настоящие имена. Нам удалось побеседовать с одним из бывших членов «Хизб-ут Тахрира». На вид ему лет 25, в прошлом году он решил завязать с членством в запрещенной религиозно-экстремистской организации:

— Я даже не понял, как оказался в их рядах. Просто ходил в мечеть молиться и читать религиозные книги. Через год-два после окончания учебы там нам дали какие-то листовки и попросили распространить их. Их нам давали дааватчы (проповедники) и свои же имамы.

Сейчас наш респондент обязан время от времени отмечаться в местном отделении милиции из-за своего прошлого.

В прошлом году в Ноокатском районе еще 6 человек вышли из рядов «Хизб-ут Тахрира».

Несмотря на это, за прошедшие полгода в Ошской области были задержаны 5 лидеров и 14 рядовых членов запрещенного движения.

Согласно данным правоохранительных органов, у них на учете, как члены запрещенных религиозно-экстремистских организаций, состоят 386 человек, из них 102 — уроженцы Оша. В интервью «Азаттыку» пресс-секретарь ГУВД по городу Ош и области Замир Сыдыков сказал следующее:

— В основном на учете состоят члены «Хизб-ут Тахрира». Их там 339 человек. Затем идут ваххабиты — 36 человек, 10 членов организации «Акрамия» и один член салафитского движения. Во время проверки лиц, входящих в круг подозреваемых, за текущие полгода был изъят 1 тысяча 41 экземпляр экстремистской продукции в виде брошюр, книг и компакт-дисков.

Сыдыков подчеркнул, что обыск в отношении возможных подозреваемых лиц ведется только на основании судебного предписания:

— Мы ведем постоянные следственные мероприятия в отношении лиц, которые создают угрозу национальной безопасности государства. В ходе спецопераций «Экстремист», «Нелегал» мы ведем постоянный контроль за деятельностью запрещенных религиозно-экстремистских организаций и их членов.

По словам эксперта по религиозным и социальным вопросам Расула Абазбека уулу, за последние десять лет, из-за нестабильной политической ситуации в стране, резко активизировались различные религиозные организации:

— У русских есть хорошая поговорка: «В мутной воде легче ловить рыбку». Поэтому, когда в государстве неразбериха, активизируются разные организации, которые вербуют в свои ряды законопослушных граждан. Мне кажется, реальное количество членов этих организаций и движений намного больше, чем сообщает милиция. Дело в том, что усилия правоохранительных органов в этом направлении сложно оценивать высоко.

По мнению эксперта, еще одной причиной такого положения можно назвать отсутствие единого направления в религиозном образовании и слабую работу представителей официального духовенства с мусульманской общиной страны.

В Кыргызстане запрещена деятельность 12 религиозно-экстремистских организаций и движений. Это — «Хизб-ут Тахрир», Национально-освободительное движение Восточного Туркестана, Исламское движение Узбекистана (Туркестана), Восточно-Туркестанское исламское движение, «Аль-Каида», движение Талибан, Народный конгресс Курдистана, а также различные движения, исповедующие идеи ваххабизма и джихадизма.

Если раньше в основном случаи задержания членов запрещенных религиозно-экстремистских движений и организаций фиксировались в южном регионе, то в последнее время эта тенденция заметно растет и в других районах страны.

Автор: Санжар Эралиев.