
Текст Артема Слоня приводится с минимальной правкой и отражает его собственное мнение о происходящем на Украине
К митингам, акциям протеста и даже «революциям» граждане Кыргызстана уже привыкли, а вот посмотреть как подобные события происходят в «географическом центре Европы», было как минимум интересно.
17 сентября 2013 года правительство Украины одобрило проект «Соглашения об ассоциации с Европейским Союзом», после чего начались подготовительные работы с обеих сторон. Большинство из них, как я понял, были выполнены. Однако нерешенным оставался пункт, касающийся изменения меры наказания для Юлии Тимошенко, осужденной в 2011 году сроком на семь лет за превышение своих должностных полномочий в бытность премьер-министром Украины. Но, несмотря на явное нежелание украинских властей решать этот пункт, 21 ноября Украине дали зеленый свет на подписание «Соглашения об ассоциации с Европейским Союзом».
Но через несколько часов последовала реакция властей Украины — глава кабинетов министров Николай Азаров неожиданно заявил о приостановлении процесса подписания соглашения об ассоциации между Украиной и Евросоюзом. В тот же день, к 22:00 на площадь, украинский Майдан Незалежностi, вышли первые несогласные.
Собственно, я прибыл на Майдан лишь на 13-й день. Как мне сказали коллеги из телеканала «Украина», пропустил все самое интересное. Если бы 30 ноября не произошло силового столкновения между спецподразделением «Беркут» и участниками акции протеста, то вся активность вполне могла бы уже свернуться.
«Беркуты» пустили в ход дубинки и свето-шумовые гранаты, что вызвало очередной пик конфликта, волну негодования с последующими захватами плацдармов, установкой баррикад и подготовкой к длительной осаде Майдана.
Майдан сегодня представляет собой палаточный городок, ощетинившийся колючими баррикадами. Колючими, в первую очередь, потому, что в ходе установки баррикад были использованы составные элементы центральной новогодней елки. Ее пытались сжечь, но власти не поскупились и заказали искусственное дерево из дорогих невозгораемых элементов, стоимостью около миллиона долларов. (По крайней мере, так оценили ущерб от разрушения новогодней елки.) Сейчас каркас, вместо веток и игрушек, украшают стяги и плакаты.
Пока нет определенности касательно точного количества участников митингов за «евроинтеграцию». Цифры варьируются от 40 тысяч до 1,6 миллиона человек. Миллионов лично я не видел, но несколько тысяч постоянно обитают, либо курсируют в центре Майдана и Крещатика. Безусловно, оппозиционным партиям выгодно завышать цифры участников беспорядков, учитывая население Украины в 45 млн. жителей.
Растет и количество различных растяжек, призывов, знамен оппозиционных политический движений и партий. На Майдан все выходят с четким желанием перемен, однако у каждого движения взгляды на эти перемены свои собственные, и нет среди них сплоченности.
Но власти невольно добавили огня в костер народной «евроинтеграции», спустив на студентов (либо провокаторов) подразделение «Беркут». Теперь можно уверенно говорить, что есть аргументированные причины для захвата административных зданий и призыва людей не оставаться в стороне. Ведь дубинками по головам бьют молодежь.
Молодежь, кстати, составляет большинство на Майдане. Вот ими действительно движет желание жить в успешной, развивающейся стране. В государстве, в котором нет границ, и есть все возможности для самореализации. Ребята действительно стоят не за деньги, а за идею. Принимают активное участие в сборе одежды и продуктов питания для митингующих.
Небольшую часть «пожертвований» приносят неравнодушные горожане, в то время как большую часть организованно привозят под флагами различных оппозиционных партий. Так что, если оказаться на Майдане, то вполне можно попросить тарелку борща, который варится сразу по 300 литров, либо бутерброд с колбасой. Также можно получить теплые вещи и обувь. Идейные берут то, что необходимо, другие затовариваются целыми тюками брендовой одежды, но раздающие никому не отказывают.
Количество людей на Майдане из других регионов Украины растёт (сомнения, правда, вызывают причины участия). А так как на улице зима, морозы и холод, то людям необходимо греться, приводить себя в порядок и отдыхать. Для этих целей были организованно «захвачены» несколько зданий. Например, Дом культуры и творчества или, как его называют, Октябрьский дворец — место проведения различных государственных приемов и праздников. Здесь стекла не били и столы не переворачивали, заходили максимально организованно. Администрация, во избежание конфликта, пошла на уступки и вынуждена была сдать митингующим фойе и холлы первого этажа здания.
Впрочем, большинство митингующих так и устраивают ночлег на улице, закутавшись в одеяла возле каптерок. Главное чтобы дрова вовремя привозили. Впрочем, ночи в Киеве холодные и выстоять их может далеко не каждый.
Большая часть присутствующих на Майдане внимательно следит за прямыми трансляциями заседаний правительства и парламента Украины на больших мониторах. Выступления властей освистываются и заглушаются криками толпы, а оппозицию встречают аплодисментами и криками одобрения.
Реакция на Майдане молниеносная. Стоило Коммунистической партии вступиться за премьера Азарова, как на земле расстелили красное знамя СССР и демонстративно стали вытирать об него ноги. Я некоторое время наблюдал за этим, и заметил что, в среднем, каждый седьмой прохожий сознательно останавливался, дабы вытереть об знамя свои ноги.
Но самой главной особенностью является открытость и доброжелательность участников «Евромайдана». Люди приветливы и не скрывают своих лиц. В большинстве своем искренне горды тем, что они делают. Люди действительно мерзнут на площади за свое светлое будущее и долгожданный вход в Европу. Жаль, что пока он выглядит так.
Текст Артема Слоня приводится с минимальной правкой и отражает его собственное мнение о происходящем на Украине.