Многие предприниматели, которые занимаются импортом автомобилей в Кыргызстан, “больше не смогут заниматься этим бизнесом” после вхождения страны в Таможенный союз — так заявил советник премьер-министра Олег Панкратов на экспертном обсуждении.

Члены правительства и эксперты сошлись во мнении, что бизнес, связанный с импортом автомобилей в Кыргызстан, может пострадать после вхождения в Таможенный союз (ТС).

На обсуждении последствий союза с Россией эксперт Бишкекского делового клуба Айнура Чекирова задалась вопросом: сможет ли правительство защитить тех, кто зарабатывает на импорте автомобилей?

“Российский автопром требует защиты своего производителя. И встает вопрос: сможет ли правительство защитить наших импортеров, которые занимаются этим бизнесом?” — спросила она.

Советник премьер-министра Олег Панкратов, отвечая на вопрос Чекировой, назвал автомобильный вопрос “болевым моментом”, который правительство не может исправить во время переговоров о вступлении в ТС.

“Ставки на ввозимые автомобили будут повышены, и этот бизнес уже не будет таким эффективным, и те многие, кто сейчас в нем задействован, не смогут им заниматься”, — заявил он.

Но Панкратов добавил, что рынок Кыргызстана насыщен автомобилями, поэтому потребители ничего не потеряют после союза с Россией.

Согласно данным национального статистического комитета за 2013 год, автомобили составляют около 25 процентов от всех товаров ввозимых в Кыргызстан.

ТС — для стран, которые производят

Другим вопросом во время обсуждения стала вероятность переориентации экономики Кыргызстана под правила Таможенного союза – по словам Панкратова, ТС рассчитан на те страны, которые занимаются производством какой-либо продукции.

Советник премьера заявил, что Кыргызстан должен будет реструктуризировать свою экономику и ориентироваться на правила Таможенного союза, но как это точно можно сделать пока остается “вопросом для обсуждения”.

Переговоры по вступлению Кыргызстана в ТС начались в 2011 году, но эта идея встретила неоднозначное отношение в стране.

В то время, как сторонники вступления в ТС считают, что предпринимателям Кыргызстана откроются огромные рынки сбыта в виде Казахстана и России, противники опасаются банкротства тех бизнесменов, которые занимаются реэкспортом товара из Китая в СНГ — а они вносят существенный вклад в экономику Кыргызстана.

Именно из-за опасений последних, Кыргызстан, в случае вступления в ТС, настаивает на создании специального фонда поддержки предпринимателей и получении преференций для крупных рынков.