Мужчина в ковбойской шляпе и рубашке с американским флагом сидит верхом на ракете «Першинг». Вместо лица под шляпой череп. Рядом кыргызская бабушка в традиционном костюме, голый ребенок и русский православный священник, в числе прочих, требуют по-английски: «Нет еще одной Хиросиме!»
Оригинал опубликован на сайте EurasiaNet.org.
Это одно из многих художественных панно, украшающих потолок Государственного исторического музея в Бишкеке. Перед посетителями, проходящими по залам музея, разворачивается широкое полотно истории Кыргызстана – от пещерных жителей, конных воинов и жестокостей российского царизма, до победы СССР в Великой Отечественной войне и времен холодной войны.
Сегодня судьба этих панно окутана неопределенностью. В январе министр культуры Кыргызстана выступил с инициативой свернуть экспозицию музея о социалистическом прошлом и сосредоточиться больше на несоветских этапах истории страны, сообщило агентство АКИПресс. Президент Алмазбек Атамбаев заявил, что поддерживает эту идею.
Пока об этом плане больше ничего не известно. И директор музея, и министерство культуры отказались обсудить с EurasiaNet.org будущее фондов.
Ковбой, сидящий верхом на ракете в духе «Доктора Стрейнджлава», является, по общему мнению, бывшим президентом США Рональдом Рейганом. В конце концов, музей Ленина, как называлось тогда это здание, был открыт в 1984 году, вскоре после того как Рейган предложил свою «стратегическую оборонную инициативу» («Звездные войны») для защиты Северной Америки от советского ракетного удара.
Инициатива вызвала опасения нового витка гонки вооружений между Вашингтоном и Москвой. НАТО размещало новое поколение ракет «Першинг» в Европе. Время было не для тонких намеков.
Экспозиция данного музея, как и многих других собраний на обширной территории советской империи, рассказывала о ленинской победоносной революции 1917 года и славном государстве, построенном большевиками.
Нашлось в нем место и кыргызской культуре: юртам, фетровым колпакам, модели лошади в натуральную величину с изысканным седлом.
Некоторые панно представляют собой идеализированные сценки из этой культуры: всадники в колпаках, свадьбы с ломящимися от фруктов столами, человек, играющий на комузе.
Все это не будило воображения немногочисленных посетителей, пришедших в музей в один из недавних субботних дней: дети играли в мяч, пара подростков миловалась в темном уголке.
Из людей, опрошенных EurasiaNet.org у здания музея в виде белого куба на площади Ала-Тоо, мало кто слышал о Рейгане или вообще видел экспозицию.
Сегодня музей напоминает своего рода капсулу времени. В нем практически нет экспонатов, посвященных последним двум десятилетиям, с их двумя революциями и подъемом новой национальной гордости, порой двойственной и противоречивой, порой агрессивной.
Все бывшие советские среднеазиатские республики переписали и продолжают переписывать свою историю после обретения независимости, часто вознося на пьедестал полумифических правителей – в случае Кыргызстана, героя эпоса Манаса, – и принижая российское и советское влияние.
Но в Кыргызстане эти перемены как-то обошли исторический музей стороной. По крайней мере, пока.
Автор: Дэвид Триллинг