Предприниматели и торговцы крупнейшего рынка в Кара-Суу практически ничего не знают об условиях и возможных последствиях для них от вхождения Кыргызстана в Таможенный союз.

Оригинал материала опубликован на сайте радио «Азаттык». Автор материала — Эрнист Нурматов.

В настоящее время на рынке заметно приостановилась торговля. В первую очередь из-за закрытия межгосударственной границы с Узбекистаном и Таджикистаном из-за приграничных конфликтов. Во-вторых, следующим ощутимым ударом для рынка могут стать ограничения, введенные соседними странами — членами Таможенного союза.

Кабинет министров Кыргызстана видит спасение Карасуйского рынка, как и «Дордоя», в переформировании его в свободную экономическую зону.

Предпринимательница Саулет Омурзакова считает, что правительство вообще не заинтересовано в информировании населения о целях и задачах Таможенного союза:

«Кто выиграет от вступления Кыргызстана в Таможенный союз? Какую выгоду получим мы? Как мы будем жить при Таможенном союзе? Кому от этого будет польза? Вот на эти наши вопросы нет ответа. Почему власти не говорят об этом открыто и прозрачно? Они же могли к нам прийти и честно сказать, мол, дело будет так, ваша жизнь, может измениться таким-то образом…»

По официальным данным, на Карасуйском рынке около 400 торговых площадок с примерно семью тысячами контейнеров. В подавляющем большинстве торговцы на рынке занимаются реэкспортом различных товаров из Китая. С недавних пор они стали активно завозить напрямую товары из Ирана и Турции. Предприниматели опасаются: если после вступления в ТС поднимутся таможенные ставки, станет проблематично заниматься реэкспортом иностранных товаров.

«Например, при транспортировке за килограмм веса товаров из Турции мы платим по 5 долларов, далее к этому добавляется местный 10-процентный налог, что в денежном выражении составляет 7 долларов. Перевозчики грузов предупреждают, что в случае вхождения в ТС за такой же груз нам придется платить по 12 долларов, добавим к этому 7 долларов местного налога и получим в итоге 19 долларов. То есть блузка, которая сегодня стоит 1000 сомов, после вхождения КР в Таможенный союз будет стоить 1300-1500 сомов. Скажите, кто ее тогда купит? Ладно, мы еще как-то сможем ее привезти, но кто ее купит после такого повышения цен? Ведь на рынки ходят люди в основном с низким доходом. Зачем нам при таком раскладе вступать в этот союз?» — вопрошает Саулет Омурзакова.

Помимо предпринимателей, занимающихся транспортировкой товаров не владеют никакой информацией о Таможенном союзе и местные торговцы. Рассказывает Хусанбай Хамраев:

«Для нашего бизнеса большим явилось закрытие границ с Узбекистаном и Таджикистаном. Из-за этого мы потеряли многих оптовых клиентов из соседних республик. Опасаемся, что вхождение в Таможенный союз станет еще одним ударом по деятельности рынка. Если товары подорожают вследствие введения новых таможенных пошлин, у нас снизится объем товарооборота, многие товары просто станут недоступными для потребителей. Многие из нас брали кредиты в банках. И мы не знаем, как будем по ним расплачиваться, если приостановится торговля. Мы абсолютно не владеем информацией, что будет с Карасуйским рынком после вхождения КР в Таможенный союз. Люди сегодня работают, занимаются предпринимательнтвом, не ведая, что их ждет завтра».

Стоит отметить, что широко распространенное словосочетание «Карасуйский базар» включает в себя 32 разных торговых субъекта, наиболее крупный из которых называется «Туратаалы базар». Его часто воспринимают как центральный вход в огромный Карасуйский рынок. В советское время местный базар располагался в центе города Кара-Суу, располагающегося прямо у границы с Узбекистаном. Позже его перенесли на пустырь на северной окраине города, где сейчас и стоит знаменитый Карасуйский базар.

Директор «Туратаалы базара» Манас Усенов сообщил «Азаттыку», что руководство рынка передало свои рекомендации по Дорожной карте по вступлению в Таможенный союз:

«Есть постановление правительства по развитию рынков «Дордой» в Бишкеке и Карасуйского. В основу этого документа как раз легли наши рекомендации. На нашем рынке есть разные торговцы, у каждого из них разный товарооборот. Есть еще продавцы, реализаторы. Поэтому каждого из них вхождение в Таможенный союз может затронуть по-своему. Мы учитывали эти последствия, поэтому обратились к кабинету министров с предложением оказать финансовую поддержку предпринимателям и торговцам. Все наши предложения обсуждаются во время двухсторонних встреч с российским руководством. Остальное будет ясно после принятия Дорожной карты».

Эксперт по вопросам экономики Эркин Абдыразаков считает, что крупные рынки в стране можно спасти, переведя их в статус торговых и промышленных зон и наделив более широкими полномочиями:

«Неважно, откуда иидут нвестиции — из Китая или России. Необходимо правильно использовать их, а не просто тупо устанавливать контейнеры на пустырях вокруг рынков. Необходимо и поощрять появление швейных цехов, перерабатывающих заводов. Важно создать предпринимателям такие условия, чтобы они и после вхождения в ТС продолжали успешно работать. Сегодня эти рынки заняты реэкспортом дешевых товаров из Китая, с интеграцией в ТС этот поток иссякнет. В итоге встанет весь рынок. Поднимутся цены на многие товары, в регионах продукты питания подорожают процентов на 13».

В вопросах дальнейшего развития этих рынков эксперт просит не забывать про другие обстоятельства:

«В случае вхождения в Таможенный союз мы не должны забывать продолжать строить отношения с нашими соседями — Узбекистаном, Таджикистаном и Китаем. Ведь не зря говорят, лучше близкий сосед, чем дальний родственник. У нас с ними налажен товарооборот по поставкам овощей и фруктов, минеральных удобрений. От торговли с ними зависит сельское хозяйство на юге страны. Мы не можем и не должны рушить торговые отношения с этими странами, которые естественным образом сложились за это последние годы безо всяких соглашений и документов. Мы обязаны улучшить отношения, чтобы население региона могло беспрепятственно общаться и взаимодействовать друг с другом».

Согласно официальным данным, на Карасуйском базаре трудятся от 15 до 20 тысяч человек. После приграничных конфликтов на границе с Таджикистаном и Узбекистаном их число сократилось почти вдвое по причине того, что на рынке торговой деятельностью занимались не только граждане Кыргызстана. Поэтому не ясно, как вхождение в Таможенный союз может отразиться и на них.