Запрещающий ввоз праворульных машин законопроект зарегистрирован 9 июня в парламенте. Министерство внутренних дел — автор идеи — объясняет предлагаемые ограничения высокой смертностью среди пассажиров этого типа транспорта.

Документ «О внесении изменений в закон «О дорожном движении»» появился на сайте парламента 9 июня — он предполагает запрет на ввоз автомобилей с правым рулём на территорию Кыргызстана.

Автор законопроекта — Министерство внутренних дел (МВД) Кыргызстана — объясняет запрет высокой смертностью среди пассажиров праворульных автомобилей.

В своей справке-обосновании эксперты МВД привели статистику дорожно-транспортных происшествий, которые происходят с праворульными автомобилями — по их данным с 2009 по 2013 годы, процент аварий с участием этого типа транспорта повысился с 7 до 21 от общего количества ДТП.

«Правое расположение рулевого управления делает без того опасный маневр — обгон — еще более опасным в связи с тем, что видимость для водителя при обгоне существенно ограничена», — приводят еще один аргумент составители законопроекта.

Высокая аварийность среди автомобилей с правым рулём еще объясняется «техническими и эксплуатационными особенностями» — по данным МВД, фары на таких машинах не адаптированы под движение по дорогам Кыргызстана и ослепляют встречных водителей.

«К сожалению, простых способов заставить светить праворульный автомобиль по стандартам нашего дорожного движения не существует. Для этого необходимо полностью заменить оптический элемент», — предлагают эксперты МВД.

При этом ведомство признает, что если законопроект одобрят во всех инстанциях, то граждане и бизнесмены, зарабатывающие деньги на импорте этого типа транспорта, могут оказаться недовольны запретом.

МВД называет этот запрет «самой жёсткой формой государственного регулирования», но тем не менее оправдывает «сохранением жизней людей».

При вступлении законопроекта в силу ведомство ожидает повышение импорта леворульных автомобилей на 30-40 процентов и заверяет, что в этом случае предприниматели не понесут никаких затрат.

Критика идеи

Несмотря на аргументы МВД, в обществе автолюбителей сильна критика этого законопроекта.

Один из известных в Бишкеке дорожных активистов Айбек Баратов считает, что корень зла дорожных происшествий заключается вовсе не в том, где расположен руль у автомобиля, а в снижении культуры вождения.

«С каждым годом в стране падает культура вождения, что и создает ДТП на дорогах. Все мы знаем, как просто сегодня за деньги сдать экзамен и купить права. МВД должно бороться не с последствиями, а причинами большой аварийности и смертности на дорогах», — сказал он в интервью ИА 24.kg.

Активист добавил, что аргумент с техническими особенностями праворульных автомобилей, который приводит МВД, не имеет под собой никаких оснований.

«Те же фары на любом СТО можно перенастроить за 10 минут — нет проблем. С запретом на ввоз праворульных машин не решится проблема снижения аварийности на дорогах, так как проблема не в авто с правым рулем, а в водителях, которые ими управляют», — говорит Баратов.

Водители с праворульными машинами устраивали акции против этой идеи в мае 2013 года — они собрались перед зданием парламента в Бишкеке и одновременно сигналили в знак протеста. Однако с того времени активисты не проводили масштабных акций против запрета.