Бывший наш соотечественник Александр Ронкин, ныне живущий в Израиле, ведет авторскую программу на канале ITON-TV. В интервью «Азаттыку» он рассказал, почему он «Злой кыргыз».
Оригинал опубликован на сайте радио «Азаттык». Автор: Жылдыс Ороспакова.
Сейчас уже гражданин Израиля Александр Ронкин родился в 1956 году в городе Фрунзе. По окончании театрально-режиссерского отделения Московского государственного института культуры работал на Гостелерадио Киргизии. В 90-х уехал в Израиль. Сегодня Александр Ронкин ведет авторскую программу «Злой кыргыз» на канале ITON-TV, о которой мы и решили расспросить автора.
Злой кыргыз еврей
Почему именно «Злой кыргыз»? Причины оказалось две. Во-первых, Александру хотелось таким образом сохранить связь с родиной, где он прожил, можно сказать, большую и лучшую часть своей жизни. Во-вторых, здесь остались близкие, друзья. С Киргизией у него связано все лучшее и главное: его дед и бабушка, спасаясь от войны, прибыли сюда. Здесь он родился и вырос, здесь он помнит отца и мать молодыми.
«Злой кыргыз» — не в прямом смысле злой, а дерзкий, самодостаточный, не признающий авторитетов, никаких запретов… По словам Александра Ронкина, он хорошо знает менталитет кыргызов, здесь у него было и есть много друзей:
— Кыргызский народ в Центральной Азии, пожалуй, самый самостоятельный, самый независимый, самый злой в хорошем смысле этого слова. Именно это, наверное, является причиной того, что де-факто Кыргызстан является самым демократическим государством в регионе, и никакие тираны не смогли там долго продержаться у власти. Вот поэтому и «Злой кыргыз»!
Иногда Александр берет на передачу кыргызский калпак, подаренный ему друзьями в один из приездов в Бишкек . «Я либо надеваю его на голову, либо ставлю калпак на стол. Использую его в некотором смысле как шляпу Хогвартса из «Гарри Поттера». Как бы это шляпа, при которой нельзя врать. Вот я ставлю калпак в студии и говорю ее гостям, что этот волшебный атрибут непременно выявит, если кто из моих собеседников солжет», — смеется Александр Ронкин.
«Злой кыргыз» — популярная программа, ее смотрят во многих странах мира. Александр рассказывает, как недавно на международном форуме его окликнули: О-оо! Злой кыргыз, злой кыргыз! Оказалось, это были старые знакомые. «Сейчас люди уже не задают вопросов, почему злой кыргыз. Это как бы понятно. Это стало в какой-то мере брендом. И меня радует, что в нем звучит название Кыргызстана. Это даже помогает в моей нынешней работе: если коллеги вдруг узнают что-либо про Кыргызстан, тут же сообщают или пишут мне», — отмечает Ронкин.
По его словам, передача строится в формате ток-шоу, где людям дается право свободно высказаться. В ней всегда два участника, съемки могут проходить в студии или где-нибудь еще, диалог может осуществляться и по скайпу, например. У «Злого кыргыза» нет четких границ.
Видео: Запись передачи «Злой кыргыз»:
Александр Ронкин не скрывает, что пока он работает на ИТОН-ТВ и пока командует, программа будет продолжаться, потому что она ему нравится.
О Кыргызстане
Александр Ронкин уехал в Израиль в 1993 году. Но до сих пор до мельчайших подробностей помнит все, чем жил здесь. Помнит всех друзей, коллег, с которыми долго работал на кыргызском телевидении, а работал он там с 1976 года и практически до самого отъезда, последнее время — главным режиссером детских и молодежных программ.
Он хорошо помнит природу Кыргызстана, но, как признается, главное все-таки — это люди:
— Я несколько раз приезжал в гости в Кыргызстан, меня совершенно замечательно встречали мои друзья. В один из приездов мне подарили прекрасный чапан, а еще калпак, который непременно принимает участие в моих программах. В последний раз я, наверное, был в 2005 году, не помню точно, но это было еще при Акаеве. Тогда нас принимала Майрам Дуйшеновна.
По его словам, с момента как он уехал и до последнего приезда, безусловно, в Кыргызстане очень многое изменилось, какие-то вещи изменились радикально. К сожалению, сетует Александр, пропало очень многое из того, что он любил, пропала та дружественная, сердечная атмосфера домашнего уюта и тепла:
— Дело даже не в Кыргызстане и не в Бишкеке, дело в стране, это страна изменилась, те теплые отношения, которые были между людьми, изменились, но может быть, это во всем мире произошло, а может быть, это мы стареем, поэтому по-другому смотрим на мир. Сидя за столиком с близкими друзьями снова ощущаешь себя, как тогда, и начинаешь понимать, что все осталось по-прежнему, ничего не изменилось. Главное, что близкие люди не меняются — это главное, потому что, в конце концов, мы помним и любим землю, но земля для нас — это люди, которые там остались.
О порванном флаге Израиля
В начале августа депутат Жогорку Кенеша Турсунбай Бакир уулу на пресс-конференции в Бишкеке демонстративно порвал флаг Израиля. Парламентарий заявил, что пошел на такой шаг в связи с событиями в Секторе Газа.
Мы спросили у Александра Ронкина, что он думает об этом. Как оказалось, поступок нашего депутата не остался незамеченным израильтянами, мало того — факт там у всех на слуху. По словам Ронкина, какими бы чувствами парламентарий не руководствовался, для государственного человека такие вещи непростительны:
— Можно придерживаться разных взглядов, но если ты живешь в цивилизованном пространстве, надо вести себя цивилизованно. Есть много других инструментов для выражения собственного мнения. Не думаю, что народу Кыргызстана понравилось бы, если в Тель-Авиве или Иерусалиме несколько радикальных евреев разорвали его флаг или сожгли, чем бы они ни руководствовались. Если такое случилось бы в Израиле, полиция обязательно вмешалась и человека привлекли бы к ответственности, несмотря на то, что это был бы флаг Кыргызстана, Палестины или Саудовской Аравии. Такие действия не прошли бы для этого человека безнаказанно. Тем и отличается правовое государство, что его граждане имеют право высказать свободно любое мнение, но они также обязаны выражать свое мнение в рамках закона и в цивилизованной форме.
Что касается других процессов в Кыргызстане, как отмечает Александр Ронкин, он не может и не имеет права судить со стороны, каким путем должна идти страна. Конечно, как говорит он, хотелось бы, чтобы государство оставалось светским и просвещенным, ориентированным на общечеловеческие ценности, которые должны превалировать над религиозными и национальными.