Новая картина Люка Бессона «Люси» изначально была идейным конкурентом «Превосходства» с Джонни Дэппом, но оказалась немного о другом, а главное — лучше.
Люк Бессон, режиссер картин самого разного толка — он снял и превосходные, горячо любимые публикой фильмы «Леон» с «Пятым элементом», и он же поставил глупые, но кассовые картины «Артур и минипуты» с «Необычайными приключениями Адель».
После семи лет (с 2006 по 2013) успешных продюсерских работ и неудачных режиссерских, французский мэтр снял «Малавиту» с Робертом Де Ниро и, кажется, задал себе новый курс — пафос в каждом кадре. Нет, история об успешно маскирующейся мафиозной семье была смешной и удачной, но максимализм, с которым преподносились сцены, в «Люси» достиг наивысших показателей.
По завязке Скарлетт Йоханссон играет глупую эмигрантку в Китае, носит неаккуратные леопардовые наряды и постоянно жует жвачку. Волею судеб и по вине безалаберности ее парня Люси оказывается в номере корейского (в Тайбэе) криминала, потрошащего тела неугодных ему мужчин и женщин голыми руками в неприлично дорогом костюме. Деньги на этот люкс и костюм текут от контрабанды наркотиками, а Люси, истерично рыдающую в уголке комнаты, используют как контейнер — после небольшой операции она оказывается запертой в темной бетонной конуре с шрамом в области живота. За шрамом, естественно, пластиковый пакет с наркотиками нового поколения, от которых будет сходить с ума пол-Европы.
Дальше — больше. Пакет рвется, наркотик абсорбируется, Люси использует свой мозг уже на 20% (и попутно выбирается из конуры, получает небывалый контроль над своим телом и умение управлять «вай-фаем»). По завету персонажа Моргана Фримана, исполняющего крайне каноничную для себя роль, все смертные воздействуют лишь десятую часть мощности своего мозга, а с увеличением КПД у человека теоретически раскрывается шквал новых возможностей.
Оставшийся час крохотного для такой задумки хронометража — фильм идет меньше полутора — Люси постепенно трансформируется в божественное существо неземных способностей.
Кажется, к такому зачину Бессон отнесся несколько шутливо, дал волю фантазиям самых смелых научных трактатов в этой категории и сделал потрясающе зрелищный фильм с постоянным ощущением детского восторга. Здесь цепляет буквально всё — красота Скарлетт, безумно стильные сцены перестрелок (последняя из которых и вовсе начнет ссылаться на библейские сцены и проходит под антуражем гротескного хаоса), популярные интерпретации мироздания и наплевательское отношение к канонам кинопроизводства.
Да, «Люси» после двадцатой минуты перестает быть похожей на обычное кино и трансформирует в аттракцион блокбастерных сцен и документальных лент. Картина теряет всё — ритм, логику, попытки имитации наличия персонажей. И опять, дальше — больше: финал «Люси» так и вовсе превращается в последние полчаса «Космической одиссеи» и плюет на все заданные вопросы, оставляет их без ответа.
Плохо? На самом деле, нет. То же «Превосходство», которое задает почти те же вопросы, оказалось очень нудным, очевидным и сентиментальным пред- и постапокалиптическим спектаклем. А «Люси» осознает, что если фантазируешь, то нужно идти ва-банк — и побеждает.
Фильм «Люси» идет в бишкекских кинотеатрах с 11 сентября.