В политической жизни страны наступает период активизации. Перед предстоящими выборами встает вопрос о системных изменениях в политике.

Оригинал экспертной колонки опубликован на сайте радио “Азаттык”

Приближаются холода. В политической жизни страны наступает период активизации. Поэтому, неплохо бы попытаться понять, чем заняты люди, которые связывают свое благополучие с политикой, как тесно они связывают миссию политика со своей жизнью. От их поведения и действий зависит жизнеспособность провозглашенных системных изменений и будущая траектория развития страны. Главный вопрос — приживутся ли при разделе политической власти новые правила игры, точнее, системные изменения последних 4 лет? Тестом станут предстоящие парламентские выборы, по результатам которых можно будет дать ответ на вопрос о системных изменениях.

Действия властей

Под понятием «власть» в Кыргызстане имеется в виду президент Алмазбек Атамбаев и его окружение. Концентрация власти в руках президента и смещение центра принятия решения в кабинет президента – бесспорная тенденция, которая за последние месяцы закрепилась уже как само собой разумеющееся положение дел. Сюда нужно также добавить, что концентрация власти в кабинете президента достигла точки, когда администрация президента, члены правительства и депутаты поделились на более или менее устойчивые группы влияния на президента.

Подготовка властей к зимнему периоду и предстоящим парламентским выборам идет по 4 основным направлениям.

1.

Влияние на информационное поле остается слабым местом властей. Причины недоверия населения к информации от властей имеют комплексный характер и долгую историю. Здесь можно упомянуть перманентный грубый обман, неэффективность правительственных СМИ, засилье информационного поля иностранными СМИ и т.д.

Здесь необходимо было действовать, повышая эффективность правительственных СМИ, прежде всего телеканалов ОТРК или ЭлТР, информационного агентства «Кабар» и правительственных газет «Слово Кыргызстана», «Кыргыз Туусу».

Летом был отправлен в отставку глава ОТРК Кубат Оторбаев. Затем в Министерстве культуры, информации и туризма появился новый Департамент информации. По задумке это новое подразделение ведомства среди прочего должно было произвести структурные изменения правительственных СМИ и сконцентрировать у себя информационную политику.

2.

В правительстве было решено заменить некоторых членов кабмина новыми лицами. Отставка всего правительства – не лучший вариант. Ведь это влечет неопределенность, политическую борьбу и трату времени перед наступлением холодов. Поэтому из-за отсутствия других, более приемлемых вариантов, решили поменять министров.

Конечно, даже частичная замена членов правительства, точнее, кого именно и на кого заменить, стала вопросом политическим. Это вынуждает политиков заниматься не самыми важными делами, а оставшихся министров – пребывать в постоянном напряжении.

Самое главное – сохраняется все правительство во главе с действующим премьер-министром – в качестве громоотвода недовольства населения на случай возникновения в будущем более сложной ситуации.

3.

Смена главы МВД на Мелиса Турганбаева означает, что окружение президента серьезно относится к варианту силового подавления выступлений внесистемной оппозиции. Турганбаев на посту главы ГУВД столицы уже проявил себя в разгоне небольших пикетов в Бишкеке. Имеет также опыт контроля относительно большого митинга оппозиции в сквере Горького в Бишкеке в апреле этого года. Кроме того у него есть личные мотивы защищать нынешнюю власть: при бывшем президенте Бакиеве Турганбаева уволили из государственной службы, а вернулся он назад уже после апрельской революции 2010 года.

4.

Президент Атамбаев спешит вступить в Таможенный союз и решить некоторые экономические и политические задачи. К экономическим задачам относятся российские инвестиции в инфраструктуру, энергетику, поддержка бюджета и т.д. Не менее важную роль играет также пиар-компания: Атамбаев – это пророссийский политик в отличие от проамериканской оппозиции (мнимой или реальной – уже не важно). Однако главная задача, преследуемая решением вступить в Таможенный союз, это сменить гнев Кремля на милость. А за милостью, как полагает президент Атамбаев и его окружение, должна придти поддержка, в том числе политическая.

Действия оппозиции

Следуя последнему тренду в понятии «оппозиция», мне следует выделить оппозицию системную и внесистемную. К первой условно относятся две оппозиционные фракции в парламенте, некоторые политические партии, подвергшиеся репрессиям, например, партия бывшего мэра Оша Мелиса Мырзакматова. К внесистемной оппозиции пока следует отнести Народное оппозиционное движение (НОД).

Сама оппозиция и ее участники находятся в неопределенном состоянии. В их рядах идет постоянное перемещение, и на это влияет основное политическое событие следующего года – запланированные на осень парламентские выборы. В центре этого перемещения – политические переговоры, в первую очередь с властями на предмет того, сумеют ли политики примкнуть к партии власти.

Сейчас будущие контуры парламента только прикидываются. В принципе нет политиков, с которыми было бы невозможно договориться. Поэтому союзы могут появиться самые неожиданные. Переговоры будут затяжными, так как властям выгодно отвлекать политиков обещаниями: чем больше политик потратит времени на переговоры, тем меньше у него его останется, чтобы примкнуть к другим партиям и вести предвыборную кампанию.

В идеале в партию власти должны вступить все известные политики – каждый с собственной платформой, базой поддержки. Но надо понимать, что ресурсов на всех не хватит. В любом случае для маневров у властей остается широкое поле.

Переговоры идут в сложных социально-экономических условиях: растет инфляция, маловодье вновь подняло проблемы энергетики, в условиях нарастающей неопределенности часть власть имущих бросилась брать взятки. Весь процесс переговоров может пойти не по плану. Особенно на переговоры и расклад сил повлияют результаты прохождения осенне-зимнего периода 2014-2015 годов.

Будущее демократии

Предстоящие парламентские выборы ответят на основной вопрос — закрепились ли в нашей стране системные изменения в борьбе за политическую власть. Иначе говоря, кыргызская демократия подошла к моменту истины. Если системные изменения все же произошли, то участники политического процесса должны поверить в справедливые выборы. Для всех участников политического процесса в этом случае выборы должны стать легитимным способом борьбы за власть и ее смены. Для этого политические участники вольются в парламентские и президентские выборы.

По другому сценарию выборы останутся прежними – формальным инструментом легализации раздела власти, который используется за кулуарами или на главной площади страны. При таком сценарии оппозиция начнет раскачивать ситуацию уже весной будущего года.

Это мы уже проходили, и в наших условиях это означает тупик. Так как с авторитаризмом не получилось, альтернативой могут стать введение внешнего управления (скорее всего, в рамках евразийской интеграции) или радикализация на основе региональных или религиозных мобилизаций и последующий распад. Кыргызская демократия подходит к моменту истины.