Миновар Рузиева работала до прошлого лета в одной из ошских школ преподавателем английского языка. Теперь эта мать четверых детей продает одежду китайского производства на местном базаре. Как и многие другие учителя в Кыргызстане, она не могла продолжать выживать на «скудную зарплату» и ушла на неквалифицированную работу, чтобы свести концы с концами.

Оригинал репортажа опубликован на сайте Eurasianet.org
.

«Я бросила работу учителя, потому что мне платили 3800 сомов ($68) в месяц, – сообщила Рузиева в разговоре с EurasiaNet.org, указывая на то, что ее преподавательской получки хватило бы всего на 10 килограммов мяса. – Этой зарплаты хватит только на одно красивое платье. Мне удавалось справляться при такой низкой оплате благодаря заработкам мужа, на которые живет наша семья. Но я уверена, что мать-одиночка с одним или двумя детьми на такую зарплату жить не сможет».

Мизерная зарплата и непрестижность профессии преподавателя заставляют молодых учителей бросать педагогическую деятельность. Учителя постарше, получившие образование при СССР, постепенно уходят на пенсию, а заменить их некем. По мере ухода старых кадров качество общественного образования стремительно падает, особенно за границами Бишкека, лишая новое поколение возможности получить навыки, необходимые для получения высокооплачиваемой работы.

«У нас есть молодые люди в возрасте 20-25 лет, которые даже имени своего написать не могут!» — говорит Гайша Ибрагимова, президент расположенной в Бишкеке ассоциации «Союз образовательных учреждений», представляющей интересы учебных заведений Кыргызстана.

Депутат Каныбек Осмоналиев, председатель Комитета Жогорку Кенеша по образованию, науке, культуре и спорту, говорит, что в стране около 80 тыс преподавателей, что на 2,5 тыс меньше, чем нужно.

«Основная причина нехватки учителей — низкие зарплаты, — отметил Осмоналиев, ранее работавший преподавателем физики. — Сегодня преподаватели получают в среднем 5500 сомов ($99) в месяц. Нужно поднять зарплаты как минимум на 30%».

По словам депутата, подобный шаг обошелся бы госбюджету в 3,5 млрд сомов (примерно $63 млн), но государство не может себе этого позволить.

15 октября вопрос о повышении зарплат учителям был поставлен на обсуждение в парламенте страны, но никаких конкретных действий по его результатам не последовало. После жарких дебатов, во время которых раздавались угрозы уволить всех работников Министерства образования, Эркин Сакебаев, депутат от правящей президентской Социал-демократической партии, заключил, что «нет смысла принимать какие-либо решения, так как правительство их не выполнит по причине нехватки средств».

Оксана Киселева, администратор в школе-гимназии «Олимп» в городе Ош, говорит, что нехватка учителей является «очень серьезной проблемой». Если в лучшие советские времена школы могли выбирать учителей среди самых высококвалифицированных кандидатов, то «теперь мы вынуждены брать, кого придется, независимо от квалификации».

Из-за низких зарплат школам по всей стране не хватает учителей географии, математики, биологии и русского языка, сообщила Киселева в разговоре с EurasiaNet.org.

«Многие учителя сейчас работают на местных базарах, а в школах преподают практически только пенсионеры. Многие ушедшие на пенсию педагоги продолжают преподавать, — отметила она. — Прежде всего, они продолжают работать из-за маленьких пенсий, но также потому, что руководству школ удается убедить их не уходить пока на пенсию, так как не хватает учителей».

Нехватка преподавателей является лишь одной из причин упадка системы образования Кыргызстана. Другими причинами являются перезаполненность и плохое состояние школ.

«У большинства школьников нет учебников», отмечалось в отчете Международной кризисной группы в 2011 году, а учебные программы «устарели, перегружены материалом, […] не имеют отношения к изучаемому предмету, а также представлены в бессвязной и непоследовательной форме».

Усугубляет проблему коррупция, и дело тут не только в том, что учителя часто требуют деньги на содержание школы у родителей или вымогают у школьников взятки за хорошие оценки.

При бывшем президенте Курманбеке Бакиеве госзаказ на издание учебников был присужден по завышенным ценам фирме, связанной с сыном президента, Максимом, сообщает Международная кризисная группа. Деньги пропали, а когда правящую семью Бакиевых выгнали из страны в 2010 году, оказалось, что до школ страны эти учебники практически так и не дошли.

Местные политики рассчитывают, что все эти проблемы будут решать иностранные доноры, а сами не хотят брать на себя ответственность, или даже признать недостатки системы.

Система международного стандартизированного тестирования, известная как Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (PISA), реализуемая Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), подчеркивает трудности, стоящие перед Кыргызстаном.

Как свидетельствуют результаты реализации программы в 65 странах мира, более 80 процентов кыргызских подростков в возрасте 15 лет не соответствуют минимальным требованиям в области грамотности, математики и наук. Такой результат обеспечил Кыргызстану последнее место среди всех участников тестирования в 2005 и 2009 гг. Но вместо того, чтобы как-то исправлять положение, Кыргызстан решил просто отказаться от участия в тестировании.

Однако наиболее заметной для многих проблемой является именно нехватка учителей.

Представитель Министерства образования и науки Амантур Акматов настаивает, что министерство добилось успехов в борьбе с нехваткой учителей, сократив ее наполовину, то есть до 1,2 тыс преподавателей. Но вопросы о том, откуда взялись на это деньги, он переадресовал Министерству финансов.

Эксперты не верят статистическим выкладкам Министерства образования. Гайша Ибрагимова из ассоциации «Союз образовательных учреждений» утверждает, что Кыргызстану не хватает 3 тыс учителей, особенно преподавателей точных наук и русского языка. Последний предмет является критически важным, так как многие жители Кыргызстана продолжают присоединяться к массовому исходу в Россию в поисках работы.

Сегодня люди «считают, что только законченные неудачники, люди, которые нигде больше не могут устроиться, становятся учителями, они считают, что это позорная и постыдная профессия», – заявила она.

Фото: Дэвид Триллинг