Принятая концепция государственной религиозной политики направлена на ужесточение свободы вероисповедания, говорят религиоведы. Сами власти считают, что новые шаги помогут бороться с экстремизмом и проповедовать умеренные конфессии.

Совет обороны при президенте одобрил 3 ноября концепцию государственной политики в сфере религии — по словам главы Кыргызстана Алмазбека Атамбаева, документ направлен на религиозное просвещение и борьбу с экстремизмом.

«[…] ислам должен развиваться в гармонии с духовными ценностями народов, не вторгаясь в них и проявляя к ним уважение. Только при таких условиях в обществе могла бы широко развиваться духовность и нравственность», — заявил президент.

Религиовед Галина Колодзинская из Межконфессионального совета говорит, что за ширмой борьбы с экстремизмом кроются ограничения в деятельности законопослушных религиозных организаций и конфессий.

«Если Государственной комиссии по делам религии удастся каким-либо образом провести эти поправки в парламенте во всех трех чтениях, и они будут приняты, то в первую очередь будут страдать законопослушные религиозные организации, которые у нас в Кыргызстане являются меньшинством», — сказала она в интервью Kloop.kg.

Норвежская правозащитная организация «Форум 18», которая занимается содействием свободы совести, называет концепцию и предлагаемые в её рамках изменения «драконовскими».

Автор статьи на сайте «Форума 18» Мушфиг Байрам пишет, что с принятием концепции ожидаются и изменения в Кодекс об Административной ответственности и законодательство в сфере религии.

«Кыргызстан предлагает ужесточить религиозное законодательство и сделать свободу вероисповедания зависимой от разрешения со стороны государства», — пишет автор.

Самой жёсткой санкцией, согласно концепции, будет штраф в 70 тысяч сомов за ведение незаконной религиозной деятельности, без лицензии и разрешения от Государственной комиссии по делам религий.

Колодзинская говорит, что, согласно предлагаемым ограничениям, религиозным организациям станет сложнее зарегистрироваться, и соответственно, они будут признаны незаконными.

«Необходимое число адептов религиозной организации увеличивается с 200 до 500 — абсолютное большинство религиозных организаций в Кыргызстане не смогуть преодолеть этот ценз и станут нелегальными», — говорит она.

Во имя нацбезопасности

Президент Алмазбек Атамбаев в своей речи на заседании Совета обороны заявил, что государственное регулирование в сфере религий будет только усиливаться, если это касается вопросов национальной безопасности.

«Радикальная исламизация, как известно, не имеет ничего общего с реальным исламом. Она несет в себе большие риски для всего мусульманского мира. Но в связи с рядом объективных и субъективных факторов представляет собой особую угрозу для кыргызов, для самобытности возрождающегося кыргызского этноса», — заявил он.

Семантическое облако речи Атамбаева по религии

Скриншот 05.11.2014 160407

Назира Курбанова из экспертного совета по межэтническим и межрелигиозным отношениям при президенте говорит, что ужесточение религиозной политики — вынужденная мера, которая вводится ради борьбы с влиянием таких внешних угроз как Исламское государство Ирака и Леванта (ИГИЛ).

«Мы видим угрозу террористической организации ИГИЛ. И то, что наши граждане уезжают в Сирию. Эти вопросы должны быть подконтрольны именно в целях национальной и государственной безопасности», — сказала Курбанова в интервью Kloop.kg.

По словам государственного эксперта, концепция религиозной политики 2006 года была «либеральной» и не вписывалась в «кыргызскую реальность» — сейчас предлагаемые изменения, по её словам, очень сильно отличаются от прежней концепции.

«Самое главное в этой концепции — здесь выстраивается уникальная кыргызская модель государственных конфессиональных отношений. Президент Атамбаев уже высказывался, что в Кыргызстане ислам должен быть кыргызским. Что это означает? Форма соблюдения ислама всегда должна учитывать менталитет, культурные, традиционные особенности народа», — сказала она.

Курбанова понимает, что ужесточение контроля над религиями и религиозными организациями будет «восприниматься в штыки», но она считает, что либеральные законы работают в сильных государствах, каким, по её мнению, Кыргызстан пока не является.

«Придет время, может быть, можно будет отпускать свободу. Во всех государствах так делается. А у нас в Кыргызстане получилось наоборот — телега встала впереди лошади. После жесточайшей тоталитарной модели мы перепрыгнули на другую крайность — либеральную, не учитывая кыргызских реальностей», — сказала эксперт.

«Борьба с экстремизмом»

Галина Колодзинская из Межконфессионального совета, наоборот, считает, что новая концепция никак не повлияет на деятельность экстремистских и террористических организаций.

«У государства, если реально посмотреть на ситуацию, нет ресурсов для того, чтобы эту деятельность пресечь — в республике всего 980 сотрудников МВД занимаются непосредственным противодействием религиозному экстремизму и терроризму. Это очень мало. Их запрплаты и техническое обеспечение оставляют желать лучшего», — сказала она.

Религиовед считает, что вовлечение людей в экстремистские организации не связано с неправильной политикой государства в области религии — по её словам, причины кроются в проблемах в экономической и социальной сферах.

«Есть объективные причины, почему люди предпочитают становиться членами таких радикальных организаций. Часто это просто бедность. В таких организациях социально-уязвимым слоям помогают финансово, оплачивая, например, лечение. Таким образом, они начинают иметь вес в обществе», — объясняет Колодзинская.

По её мнению, государство должно заниматься не ужесточением контроля, а больше уделять внимания социально-экономическим процессам и светскому образованию.

«Причины, по которым [экстремистские организации] популярны среди населения, лежат в социально-экономической плоскости и не имеют прямого отношения к религии», — считает религиовед.