Отставки генпрокурора и министра юстиции в Киргизии дали повод заговорить о возможности нового политического кризиса в стране. DW выяснила, что стоит за этими отставками.
Оригинал опубликован на сайте новостного издания «Немецкая волна». Автор: Виталий Волков.
Отставка генерального прокурора Киргизии Аиды Саляновой может привести к досрочному роспуску парламента республики. По крайней мере, о возможности роспуска 4 февраля сообщило агентство «Интерфакс», сославшись на источник в коалиции парламентского большинства.
Впрочем, в тот же день глава коалиции Феликс Кулов, отвечая на вопрос DW, категорически отверг такую возможность. В чем причина отставки Саляновой, и каковы ее последствия, разбиралась DW.
19 января Аида Салянова направила президенту Киргизии Алмазбеку Атамбаеву прошение об отставке, не указав причины. Однако в местных СМИ со ссылками на разные источники этот шаг был объяснен претензиями, которые возникли у правоохранительных органов к мужу Саляновой. Речь шла якобы о его причастности к получению взятки для закрытия уголовного дела в отношении коммерческого предприятия.
Необычная щепетильность
Российский эксперт по Центральной Азии Аркадий Дубнов говорит, что Аида Салянова покинула свой пост сразу после того, как появились подозрения относительно причастности ее супруга к финансовым злоупотреблениям, и это стало достоянием прессы.
«Подобная щепетильность столь высокопоставленного чиновника весьма необычна для постсоветских стран, где кумовство и непотизм — дело обычное. И если теперь уже экс-генпрокурор уверена в невиновности своего мужа, то, конечно, она сделала лучшее, что могла в такой ситуации — подала в отставку, дабы показать: она не намерена мешать объективному разбирательству», — считает Дубнов.
Он напомнил, что Салянова была назначена на должность генпрокурора еще предыдущим президентом Киргизии Розой Отунбаевой в 2011 году. И, в отличие от ряда ее предшественников на этом посту, не оставила после себя шлейфа упреков в использовании служебного положения в личных целях.
Более того, молодая и красивая женщина стала популярной Киргизии, в ее поддержку люди выходили на митинги. А немецкий эксперт по центральной Азии Михаэль Лаубш (Michael Laubsch) отмечает, что Аида Салянова возглавила Генпрокуратуру после коррупционных скандалов вокруг семьи бывшего президента Курманбека Бакиева и контролировала расследование громких дел, связанных с этим.
Поддержка президента
«В свое время я в составе небольшой комиссии из Европы был в Бишкеке в связи с расследованием «бакиевской коррупции». По нашему впечатлению, Генпрокуратура намеревалась реально сотрудничать с западными коллегами в выявлении каналов, по которым коррупционные деньги выводились в Европу.
А для этого, учитывая послереволюционную неразбериху, а порой явный саботаж со стороны тех или иных чиновников в Бишкеке, потребовались интенсивные усилия со стороны самой Саляновой», — вспоминает Михаэль Лаубш.
По его оценке, отнюдь не все ведомства тогда проявили столь сильную заинтересованность в этих расследованиях. Поэтому отставка Саляновой, по выражению Лаубша, вызывает опасение, что таким образом некто постарался эти расследования притормозить, или за них отомстить.
«Однако прежде чем это утверждать, надо знать, насколько обоснованы обвинения, высказанные в адрес ее мужа. Сегодня мы только знаем, что подобные обвинения в адрес родственников, будь они справедливы или нет, в Киргизии не раз использовались в политических целях, когда в верхах начинается очередной раунд борьбы за власть. А пост генпрокурора — это очень важная позиция для любой фракции, вступившей в такую борьбу», — объяснил в интервью DW немецкий эксперт.
«Судя по всему, Салянова пользуется поддержкой президента, который заинтересован в расследовании коррупции «бакиевской группы», чтобы держать ее под контролем — ведь ее влияние на киргизскую политику сохраняется. В свою очередь есть и обратная связь — если бы скандал с мужем Саляновой ударил бы и по ней, не уйди она с поста, это могло бы отразиться и на самом Атамбаеве», — добавил Лаубш.
Новый старый кандидат
А 3 февраля примеру генпрокурора последовал министр юстиции Алмамбет Шыкмаматов. В качестве причины аналитиками называется публичный конфликт, возникший между ним и главой аппарата президента Данияром Нарынбаевым, поводом для которого послужила отставка Саляновой — якобы министр косвенно объяснил эту отставку «политическими играми» Нарымбаева.
«Попавшие в прессу неосторожные высказывания министра, очевидно, можно было бы сгладить его публичными извинениями. Но он отказался это сделать, посчитав более достойным выходом из ситуации свою отставку», — полагает Аркадий Дубнов.
В свою очередь, по мнению Михаэля Лаубша, такое развитие событий подтверждает, что в данном случае речь идет не столько о репутации генпрокурора в связи с деятельностью ее мужа, сколько о наличии более глубокой политической подоплеки в этом деле.
«Тем более что ряд парламентариев в конфликте Шыкмаматова с Нарынбаевым и в уходе с поста министра юстиции видного представителя партии «Ата-Мекен», одного из авторов нынешней конституции видят начало парламентского кризиса в Киргизии», — рассуждает немецкий эксперт.
Что касается будущего Аиды Саляновой, то хорошо информированный источник DW в Бишкеке сообщил, что президент рассчитывает на ее возвращение в госструктуры, как только ситуация несколько успокоится.
В свою очередь, указал Аркадий Дубнов, кандидатура нового министра юстиции должна быть предложена фракцией «Ата-Мекен» и, по слухам, среди кандидатов как раз называют имя бывшего генпрокурора Аиды Саляновой.
Автор: Виталий Волков
Фото: Мирлан Токталиев, «Азаттык».