Завершился четвёртый сезон «Девочек», духовного наследника «Секса в большом городе», который оказался гораздо глубже и масштабнее своего источника вдохновения.

Ханна Хорват в первом сезоне «Девочек» заявила, что она — голос своего поколения. Поколения кидалтов и инфантилов, неспособных на взвешенные поступки. Ханна терпела неудачи, делала странные выборы и отчаянно держалась за человека, который ни во что её не ставил.

К четвёртому сезону её дела складывались еще хуже. Начинающий писатель, она стала жертвой обстоятельств и не имела права продавать свои работы еще десятилетие (по причине смерти её издателя), ушла из престижного университета в Айове и потеряла даже своего парня, который её, возможно, и не любил.

Впрочем, важнее то, что и Ханна, и все героини сериала (с самой первой серии это яркий тандем четырёх нетипичных личностей) повзрослели. Поток проблем не уменьшился и даже больше — жизненные передряги с каждым годом для них становились всё тяжелее и непредсказуемее, но все они повзрослели.

Они — полная противоположность успешным и состоявшимся женщинам из «Секса в большом городе» — прошли тот же этап, что и все люди общества, просто с задержкой в пару лет.

Но поколение Лины Данэм, режиссёра сериала и исполнительницы героини Ханны, действительно уникальное, и её голос вещает о незаметно подкравшейся смене парадигм. Дело не в том, что у поколения Y другие жизненные приоритеты или более легкомысленное отношение к завтрашнему дню. Всё это довольно легко объясняется новыми реалиями, в условиях которых можно позволить себе положиться на родителей или государство.

Данэм говорит о равноправии. Гендерное равноправие — это не вопрос о том, кто за кого обязан платить в ресторане. И феминизм — понятие, которое неверно интерпретируется и эскплуатируется в бессмысленных ситуациях — в руках Лины Данэм превратилось в мощный инструмент, манифестацией которого и является финал четвёртого сезона. Цели феминизма важнее, и в неверных руках они искажаются и приходятся лишь во вред.

Но Данэм подводит эффектную черту, практически завершая свой долгий монолог, который она вела четыре года. Все невзгоды и беды, случившиеся с героинями за эти четыре сезона, были призваны продемонстрировать состоятельность образа независимой женщины. Не успешной, как в том самом «Сексе в большом городе» (у него и у «Девочек», кстати, один канал-заказчик HBO), а именно независимой — независимой от мужского влияния, привитого обществом страха одиночества и гендерных стереотипов.

girls-ep-7-adam-hannah

Феминизм в культуре стал популярным явлением — сильные женские персонажи встречаются везде, начиная арт-хаусной «Идой» и заканчивая главной подростковой сагой современности «Голодные игры». Но с выделением основных целей феминизма есть много разных точек зрения.

Смена парадигм произошла просто потому, что Данэм, кажется, дала этому движению самое верное определение. Гендерные роли в обществе — это нормально, потому что они не наносят вред. Важно лишь то, что у женщины всегда есть выбор быть самостоятельной и решать за себя.

Возможно, осознание этого факта теплится в обществе даже больше этих четырёх лет, но «Девочки» дали понять об этом знать в самой доходчивой форме.

marnie-and-desi_3162399b

В том, что случилось с сериалом за четвёртый сезон, тяжело найти огрехи. «Девочки» превратились из неуклюжей жизненной драмы на грани с ситкомом в, возможно, главный проект на сегодняшнем телевидении. Идеи сериала окрепли и подавались зрителям в форме уверенных заявлений, а сюжетные линии всех персонажей впервые за историю сериала не барахлили, акцентируя внимание лишь на важных аспектах. И даже каст оказался звёздным — в четвёртом сезоне появляется Закари Куинто, исполнитель роли Спока в полнометражном «Звёздном пути».

Единственная загвоздка сериала на сегодняшний момент заключается в том, что совершенно непонятно, зачем его продолжать. То, что представляют из себя «Девочки» к концу четвёртого сезона — абсолютно самодостаточное и законченное произведение, по которому можно судить об эпохе и из которого можно черпать важные уроки. И нужен ли сериалу пятый сезон (и не испортит ли он его) — тот еще вопрос.