Самое трагическое событие в истории независимого Узбекистана произошло 13 мая 2005 года в Андижане.

Оригинал репортажа опубликован на сайте радио «Свобода». Авторы: Брюс Панниер и Алиса Вальсамаки.

В каждую годовщину этих трагических событий со стороны международных правозащитных организаций звучит критика по поводу решения правительства Узбекистана о смертоносном и несоразмерном применении силы в Андижане. Также появляются статьи, как эта, которые напоминают о событиях тех дней, о деталях, которые важно помнить.

Предыстория

В апреле 2005 года лидеры стран Центральной Азии пребывали в паническом состоянии. В это время в Кыргызстане в результате народного восстания был свергнут президент страны Аскар Акаев, который, как и лидеры Казахстана, Туркменистана и Узбекистана, находился у власти с 1991 года, с момента обретения странами независимости после распада СССР. Президент Таджикистана Эмомали Рахмон пришел к власти чуть позднее — в ноябре 1992 года.

Беспокоил их больше всего тот факт, что восстание — в результате которого был смещен Аскар Акаев — было подлинным народным бунтом, который не был организован каким-либо конкретным оппозиционером или группой. Каждый из четырех президентов стран Центральной Азии потратил годы на то, чтобы нейтрализовать и устранить политическую оппозицию, но то, что произошло в Кыргызстане, было чем-то иным.

Кыргызстан был третьей бывшей советской республикой, испытавшей на себе «цветную революцию», — после Грузии в 2003 году и Украины в 2004 году.

Андижанским событиям предшествовала череда волнений в Ферганской долине Узбекистана. В сентябре 2004 года около ста женщин устроили сидячую забастовку на главной улице в Андижане, остановив на один час дорожное движение. Они выступали против повышения цен на местном базаре. В ноябре 2004 года несколько тысяч человек вышли на акцию протеста в Коканде, расположенном примерно в 120 километрах от Андижана. Они были недовольны новыми правилами торговли. Группа протестующих избила нескольких милиционеров и сожгла несколько милицейских машин.

3 мая 2005 года милиция разогнала протестовавших перед посольством США в Ташкенте фермеров, арестовав около двух десятков демонстрантов.

Мирный протест в Андижане

10 мая 2005 года около ста человек вышли на улицы Андижана в знак протеста против содержания под арестом 23 местных предпринимателей. Такие пикеты начали проводиться еще с февраля.

Предпринимателей обвиняли в связях с запрещенной исламской группировкой «Акромия». Она, по утверждениям узбекских властей, отпочковалась от другой запрещенной исламской группировки «Хизб-ут-Тахрир», а возглавлял ее один из задержанных — предприниматель Акрам Юлдашев.

Многие сомневались в существовании группировки «Акромия». Некоторые местные жители считают, что со сменой хокима — главы местной администрации — в Андижанской области начался передел бизнеса. В результате предприятия 23 бизнесменов были переданы людям, близким к новой местной власти. Спустя несколько лет президент Ислам Каримов частично признает это.

К 12 мая в демонстрации участвовало около двух тысяч человек. Всё проходило организованно. На одной стороне улицы были установлены скамейки для женщин, мужчины стояли по другую сторону улицы. Демонстранты не блокировали транспортное движение, территория содержалась в чистоте. Количество участников продолжало расти с каждым днем.

Документальный фильм журналистки Азимы Рыскуловой и правозащитной организации «Граждане против коррупции» о протестах в Андижане:

Утро 13 мая 2005 года

Ночью 13 мая группа примерно из 35 вооруженных мужчин, которые перешли границу Узбекистана из соседнего Кыргызстана (позже их назвали исламистскими экстремистами), напала на милицейский участок неподалеку от Андижана. Вооруженная группа убила нескольких милиционеров и захватила имевшееся там оружие, а затем отправилась к тюрьме, где освободила более двух тысяч заключенных. Далее вооруженные люди в сопровождении нескольких сотен освобожденных заключенных отправились в Андижан, чтобы присоединиться к акции протеста.

Ранним утром в Андижане началась стрельба. Вскоре на улицы вышли десятки тысяч человек, вооруженная группа захватила здание администрации города, несколько зданий были охвачены огнем. Однако в городе с населением более 300 тысяч человек милиции нигде видно не было.

В Андижане воцарился хаос, но люди, занявшие здание городской администрации и, казалось, руководившие восстанием, внесли некоторую ясность, выдвинув требования, которые изменили ход этого дня. Один из лидеров, Кабилжон Парпиев, провел переговоры по телефону с тогдашним министром внутренних дел Узбекистана Закиром Алматовым. Первоначально захватившие администрацию люди требовали немедленного освобождения 23 предпринимателей и призвали такие международные организации, как ООН и ОБСЕ, а также Россию и США выступить в качестве посредников в разногласиях между бизнесменами и узбекскими властями.

В полдень в городе было по крайней мере девять погибших и 34 раненых.

Вечер 13 мая 2005 года

Во второй половине дня появились сообщения о приближающихся со всех сторон к Андижану узбекских военных и колоннах министерства внутренних дел (МВД). На улицах города были десятки тысяч людей, некоторых охватила эйфория, многие начали верить в то, что это революция. Были утверждения, что на площади Бабура в центре Андижана находилось более 30 тысяч человек.

Узбекские силовики тем временем смогли занять позиции на крышах, после чего в город вошли бронетранспортеры. Тут же началась беспорядочная стрельба по всем, кто находился на улице. Подавляющее большинство людей в Андижане не были вооружены, среди них были женщины, дети и пожилые люди. Однако военные стреляли по всему, что двигалось, добивали выстрелами в спину тех, кто пытался бежать. Это было массовое убийство.

До наступления темноты в Андижане был «восстановлен порядок».

Кое-где вдоль границы с Кыргызстаном еще оставались очаги сопротивления, но в течение 48 часов они были подавлены. Тысячи узбеков бежали в Кыргызстан.

По официальным данным правительства Узбекистана, в этих событиях погибло 187 человек, при этом примерно третью часть составили чиновники и военные, вторую треть — «боевики» и остальными были гражданские.

В последующие дни поступало множество сообщений о массовых захоронениях, появившихся вокруг Андижана. Некоторые поговаривали, что были случаи захоронения по три тела в одной могиле, чтобы скрыть количество погибших. Узбекская редакция Азаттыка получала сообщения о грузовых самолетах, прибывающих в Андижан и вылетавших в другие регионы Узбекистана, на которых переправлялись тела для захоронения по всей стране.

Многие страны мира согласились с тем, что узбекское руководство имело право обеспечить поддержание правопорядка, однако не такими средствами и не такой ценой. Многие очевидцы говорят, что вечером 13 мая были убиты сотни, а возможно, и тысячи человек.