По словам экспертов, контраст между условиями в государственных и частных детских домах сильно отражается на их дальнейших судьбах.

Оригинал опубликован на сайте “Института по освещению войны и мира”. Автор: Жибек Каракеева

24-летний Валерий Гайдук всегда мечтал стать милиционером. Но проведя шесть лет в тюрьме за многочисленные мелкие преступления, он знает, что его мечте не суждено сбыться.

Гайдук вырос в государственном детском доме вблизи Бишкека, столицы Кыргызстана, и сейчас живет в социальном общежитии для выпускников из подобных учреждений. Он получил только базовое образование в школе и никогда не имел стабильной работы.

Хотя он и винит себя за то, как сложилась его жизнь, Гайдук до сих пор думает, что все могло быть иначе, если бы детский дом уделял ему больше внимания и продолжал поддерживать его после выпуска.

По закону, выпускники детских домов в Кыргызстане имеют право на жилье, образование и финансовые льготы, но, как говорят выпускники и специалисты, на практике это редко осуществляется.

По их словам, между молодыми людьми, воспитанными в крупных государственных детских домах, и людьми, воспитанными в более индивидуальной частной системе, заметная разница. Государственные детские дома обычно сами занимаются обучением, тогда как частные детские дома направляют детей в общеобразовательные школы, что оказывает положительное влияние и на их достижения в учебе и на их социальные навыки.

sos_village_1

Игорь Беляев, руководитель НПО «Защита прав детей-сирот», сам вырос в государственном детском доме. Он получил только среднее образование, и говорит, что тем, кто воспитывался в государственной системе, еще повезет, если они получат средне-специальное образование. Из-за отсутствия обучения иностранным языкам и попыток развития социальных навыков, дети из данных учреждений с трудом могут сдать вступительные экзамены в университет.

«Если бы [детские дома] уделяли достаточное количество времени и внимания, то образование было бы лучше», — говорит Беляев.

«Когда приезжают с проверками и спрашивают: «Вам хорошо?», все хором отвечают: «Да!» Попробуй скажи, что плохо, начнут кричать, начнут бить, — вспоминает он. — Если ребенок плачет и капризничает, то его могут оставить без обеда… Чтобы подняться на ноги и адаптироваться в обществе нужны годы».

Беляев поддерживает связь со многими своими собратьями по детским домам.

«Что скрывать? Среди них есть и те, кто вовлекаются в проституцию, ворами, преступниками становятся, алкашами, бомжами, — говорит он. — А кем им еще быть, если им не показали другой путь? Никто же не хочет скатываться до такого».

Многие другие пытаются добиться успеха и идут получать высшее образование, но им очень трудно без поддержки.

Екатерина Логинова, 23, пыталась пойти в училище после выпуска из Краснореченского детского дома на севере Кыргызстана.

«Сначала я пошла учиться на штукатура-маляра в профтехучилище, получала стипендию 250 сом (4 доллара США) в месяц, но этого не хватало и приходилось работать посудомойщицей и техничкой, — говорит она в интервью IWPR, отдыхая от мытья полов и окон в общежитии, в котором она живет. — Я люблю готовить и всегда мечтала стать поваром в ресторане. Но у меня не было денег оплатить обучение».

Логинова настроена дать лучшее воспитать своим детям, чем было у нее.

«Больше всего мне бы хотелось поднять своих детей. Одной дочке 3 годика, а второй – 1,5 годика. Мне бы очень не хотелось, чтобы они повторили мою судьбу», — говорит она.

Айнура Ормонова возглавляет организацию «Наш голос», которая изучила жизни выпускников государственных детских домов. Она согласна с тем, что нужно делать больше для улучшения их жизни в качестве выпускников вместе с поддержкой государства, которая должна продолжаться до тех пор, пока они полностью не станут независимыми.

«Когда выпускник получает моральную поддержку, наставления, когда они чувствуют, что им доверяют, то они в корне меняются. Они стараются из кожи вон вылезти ради успеха», — говорит она.

Среди выпускников государственных детских домов есть и успешные истории.

Айнура Гейдарова, 32, – юрист и имеет три высших образования. Но она знает, что ее случай исключительный, и что только ее упорство помогло ей получить хорошее образование.

«После окончания нет никаких льгот, пособий, кроме того, там даже не говорят, что и как нужно делать», — говорит она.

Жизнь у выпускников частных, благотворительных детских домов совсем другая. Многие из них поступают в университет, начинают собственное дело или едут работать за рубеж.

21-летняя Анна Серебрянская выпустилась из частного детского дома «Мээрим булагы» на побережье озера Иссык-Куль на востоке Кыргызстана три года назад и уже владеет собственным бизнесом.

Она некоторое время проучилась в медицинском институте, но ушла оттуда, чтобы заняться бизнесом по покупке и продаже ювелирных украшений.

«Вряд ли я бы добилась такого успеха без поддержки и воспитания моей семьи и мамы», — говорит Серебрянская, уточняя, что в их детском доме все считались одной большой семьей, а директор и воспитатель по совместительству – мамой.

«Мама» Серебрянской, Гульнара Дегенбаева, гордится тем, что многие из детей поступили в вузы Кыргызстана — некоторые в престижный Американский университет Центральной Азии — и России.

«У нас воспитанники обязательно учатся 11 лет [в отличие от девяти классов в государственных детских домах], ходят в местную школу, общаются и социализируются вместе с обычными детьми, — рассказывает Дегенбаева. — Они ходят на различные кружки, раскрывают свой потенциал и решают кем хотят быть».

На вопрос о том, есть ли какая-либо поддержка от государства выпускникам «Мээрим булагы», она громко захохотала и сказала: «Это наша мечта!».

По ее словам, «Мээрим булагы» обеспечивает себя сам. «Нас никто не финансирует, — говорит она. — На питание мы сами зарабатываем. Пшеницу сеем, скотину держим. Помимо этого варим варенье, продаем. Конечно, очень сложно, но больше надеяться не на кого. Государство не помогает».

sos_village_3

Другим успешным примером является международный проект «SOS Детская деревня». Дети в группах по пять человек живут в отдельных домах, у каждого есть опекун до тех пор, пока они не окончат школу в 18 лет.

Оксана Орозбаева, директор «SOS Детская деревня» в Кыргызстане, финансируемой Австрией, не любит, когда их называют детским домом, и подчеркивает, что у них деревня с обычными семьями.

«Наши дети добиваются того, что им нужно, — говорит она. — Они не остаются на улице как дети из государственных учреждений, потому что они знают, что они хотят. Мы их мотивируем и стимулируем», — говорит она.

Фотографии детей, прошедших через «SOS Детскую деревню», опубликованы на сайте центра и в его офисах. Кто-то уехал учиться в США, Европу, Россию и Казахстан, другие поступили в университеты Кыргызстана.

По словам Орозбаевой, каждый выпускник их дома после совершеннолетия получает на личный счет 5000 долларов США на личные нужды, и они стремятся как минимум сохранить, а лучше улучшить тот уровень жизни и комфорта, к которому они привыкли в их «семье».

Государственная система нуждается в реформировании

Государственные чиновники не желают признавать существования пропасти между государственными и частными детскими домами.

Салтанат Мамбетова, представитель Министерства образования и науки, настаивает на том, что дети в государственной системе тоже получают индивидуальную заботу.

«Руководитель выпускников заинтересован в том, чтобы ученик получал образование.Они бегают с каждым ребенком, добиваются льготирования и бесплатного обучения для ребенка», — говорит она.

Мамбетова отрицает, что в государственных детских домах низкое качество образования и плохое обращение с детьми. По ее словам, им предлагают те же преимущества, что и детям из частных детских домов — бесплатное обучение и проживание в профтехучилищах, и частичные стипендии в университете.

«Если есть единичные примеры их неуспешности, это же не говорит о том, что все такие, правда?» — говорит она.

Но, по словам экспертов, государственная система нуждается в серьезном пересмотре подходов воспитания и образования молодежи.

Орозбаева подчеркнула важность надлежащего образования и профессионально обученных специалистов в системе государственных детских домов.

«Система образования в госучреждениях продумана неправильно и она очень печальная. Если к детям находить индивидуальный подход, они раскрываются, — говорит она. — Мы создавали центр по поддержке выпускников именно для детей из госопеки, проводили тренинги, но они настолько закрыты и боятся довериться человеку, потому что их очень много раз обманывали».