Государственная налоговая служба начала кампанию по сбору информации о предпринимателях, которые уклоняются от налогов ― главным источником жалоб должны стать граждане.

Пресс-секретарь ГНС Эркин Сазыков сказал в интервью Kloop.kg, что данный способ «окажет поддержку ГНС в выводе частного бизнеса из тени».

«Мы можем с помощью неравнодушных граждан заставить платить субъекты налогоплательщиков, которые определенное время уклонялись от уплаты [налогов]», ― сказал он.

Сазыков добавил, что проверяться будет не только частный бизнес, но также и сотрудники налоговой службы.

«Если факт [неуплата налогов] подтвердиться, то те, кто не уплачивает налоги будут наказаны административным штрафом. Также будут наказаны сотрудники налоговых органов, которые ответственны за тот участок, где выявлен факт нарушения. Их будем наказывать вплоть до увольнения», ― пояснил пресс-секретарь налоговой службы.

Он сообщил, что пока неизвестно даже примерное количество предпринимателей, которые уклоняются от налогов.

Исполнительный директор «Бишкекского делового клуба» Бурул Фаридинова сказала в интервью Kloop.kg, что неоднозначно относится к инициативе налоговой службы по проверке бизнеса на основе жалоб граждан.

Она сказала, что идея имеет как плюсы, так и минусы. К положительной стороне она отнесла то, что кампания повысит правовую грамотность граждан в плане уплаты налогов и прозрачности бизнеса, а к негативной — недобросовестную конкуренцию и ущерб деловой репутации компаний.

«Предприниматели будут наводить друг на друга налоговую службу. Один раз позвонил, приняли заявку, а завтра уже приходят проверять, так бизнес не должен работать […] Это один из методов недобросовестной конкуренции. […] Во-вторых, это просто отнимает время у предпринимателей, и это может негативно отразиться на деловой репутации», — сказала она.

Фаридинова сказала, что к обеспечению прозрачности бизнеса надо подходить системно и поэтапно — по её словам, ГНС следовало бы упростить отчетность для малого и среднего бизнеса, создать терминалы для получения патентов и устранить коррупциогенные факторы.

«Почему бизнес не уплачивает налоги, скрывает? Во-первых, потому что не воспитана правовая культура. Во-вторых, потому что сложная процедура, отчётность, есть все условия для развития коррупции», — сказала она.

«Анонимные доносы»

В начале дня 4 июня пресс-служба ГНС распространила два сообщения среди СМИ. Первое письмо касалось начала кампании по жалобам на бизнесменов-неплательщиков ― в нем, в том числе, указывалось, что служба будет принимать «официальные и анонимные доносы».

Однако, во втором письме ГНС уточнила, что анонимные жалобы от граждан не будут приниматься. Сазыков пояснил, что закон об обращениях граждан не позволяет принимать анонимные заявления.

«Тот человек, который хочет сказать информацию, должен хотя бы представиться, оставить свой телефон, потому что мы рады будем предоставлять результаты проверки», ― сказал Сазыков.

Кампания по доносам граждан в ГНС, по данным пресс-службы ведомства, началась после участия главы службы Замирбека Осмонова в одной из передач на «Биринчи радио», в ходе которого слушатели жаловались на ряд частных заведений.

Всего Осмонову поступило 12 жалоб в течение эфира.