Премьер-министр Индии Нарендра Моди завершил первую часть своего центральноазиатского турне, целью которого является расширение влияния Дели в регионе.
Оригинал репортажа опубликован на сайте Eurasianet.org.
Данный визит «отражает нашу решимость открыть новую эру в отношениях с республиками Центральной Азии», – заявил Моди в первый день турне, после встречи с президентом Узбекистана Исламом Каримовым 6 июля. В настоящее время индийский премьер находится в российской Уфе с целью принять участие в саммитах БРИКС и ШОС.
«Индия является для мира территорией новых возможностей. Центральная Азия являет собой обширный регион, отличающийся огромными ресурсами, талантливыми людьми, быстрым ростом и стратегическим местоположением, – отметил Моди 7 июля во время визита в Казахстан. – Индия готова и дальше инвестировать в партнерство ради взаимного процветания».
На повестке дня турне значится широкий круг вопросов, от транспортных сетей, газопроводов и связей в энергетической сфере до обеспечения безопасности и сотрудничества в борьбе с терроризмом. В основе миссии лежит желание Индии бросить вызов растущему господству в Центральной Азии заклятого соперника страны – Китая, чья толстая мошна в последние годы завоевывает сердца и умы все большего числа людей в регионе.
«Индия пытается стать более важным игроком в Центральной Азии, – сказал казахстанский политолог Айдос Сарым, комментируя турне Моди. – Россия и Китай вряд ли будут очень рады видеть ее здесь».
Вероятно, имея в виду соперничество в последние годы между Москвой, Пекином и Западом за ресурсы и политическое влияние в Центральной Азии в лучших традициях «Большой игры», Моди призвал создать «обстановку сотрудничества и совместной работы, а не соперничества и отчуждения».
На протяжении всего турне Моди особенно подчеркивает концепцию «связи», заявляя, что Центральная Азия должна стать глобальным связующим звеном между севером и югом.
«Целью данного идущего на скорости урагана турне является наполнение бóльшим содержанием индийского проекта «Расширение связей с Центральной Азией», запущенного в 2012 году», – сказал EurasiaNet.org Рико Айзекс (Rico Isaacs), доцент кафедры политологии британского университета Оксфорд Брукс (Oxford Brookes University) и эксперт по Центральной Азии.
«Моди хочет воспользоваться имеющимися у ближайших соседей Индии обширными природными богатствами, включая уран и углеводороды. Индийское правительство считает данное направление критически важным для обеспечения энергетической безопасности страны в будущем», – добавил Айзекс.
Во время визита в Казахстан Моди удалось добиться прорывов в ряде областей. Индия и Казахстан запустили совместный проект по разведочному бурению в Каспийском море, что указывает на намерение Индии расширить свое пока незначительное присутствие в казахстанском энергетическом секторе.
Кроме того, Казахстан взял на себя обязательство в течение последующих пяти лет более чем в два раза увеличить поставки урана для индийских АЭС. Страны также подписали договор о рассмотрении 26 инвестиционных проектов в целом ряде сфер, от энергетики и машиностроения до информационных технологий и фармацевтики.
Визит в Узбекистан оказался не столь плодотворным. Моди призвал президента Каримова создать более «благоприятный» экономический климат для индийских инвесторов и выполнить достигнутое в прошлом году соглашение о поставках урана в Индию. Данный проект пока остается лишь на бумаге.
10 июля Моди покинет Уфу и направится в Кыргызстан и Таджикистан (где одними из наиболее заметных пунктов повестки дня будут безопасность и борьба с терроризмом), а затем в Туркменистан (где основным вопросом станет продвижение застопорившегося проекта ТАПИ, в рамках которого Индия рассчитывает получить доступ к туркменским газовым месторождениям при помощи газопровода по территории Афганистана и Пакистана).
По мнению аналитиков, Москва и Пекин с беспокойством наблюдают за попытками Моди наладить связи с центральноазиатскими лидерами и убедить их обратить внимание на Индию, а не фокусироваться лишь на России и Китае.
Хотя Кремль по-прежнему считает Центральную Азию «зоной своих исключительных интересов», российский лидер Владимир Путин, вероятно, в данном случае не станет ссориться с Индией, считает Сарым. Москва добивается помощи Дели в деле создания геополитического противовеса Западу на фоне значительно охлаждения отношений России с США и Евросоюзом.
Между тем, Китай «значительно обогнал всех с точки зрения связей с Центральной Азией в сфере торговли, энергетики, транспорта и строительства инфраструктуры, которые Пекин налаживал регионе с 1991 года», заявил Айзекс.
Хотя Дели будет очень непросто догнать Пекин, потенциальное становление Индии в качестве серьезного регионального игрока «может создать препятствия для постоянно растущего господства Китая», добавил Айзекс.
Что касается центральноазиатских государств, то от возросшего внимания Индии они лишь выиграют.
«Естественно, республики Центральной Азии выиграют в материальном плане за счет потенциального роста торговли, инвестиций и сделок с индийскими компаниями, но наиболее интригующим аспектом является то, как растущий интерес Индии изменит отношения центральноазиатских стран со своими традиционными торговыми партнерами», – сказал Айзекс.