Кыргызстан объявил о выходе из базового соглашения о сотрудничестве с американскими властями в ответ на награждение осужденного правозащитника премией Госдепартамента США. Реакция на это со стороны пользователей кирнета последовала совершенно разная.

Соглашение было разорвано вечером 21 июля, но официально оно прекращает действовать с 20 августа этого года. Постановление о денонсации подписал премьер-министр Темир Сариев.

Базовый договор о сотрудничестве 1993 года подразумевал облегчение оказания помощи властям Кыргызстана со стороны США. В него было включено:

  • Снятие тарифов, пошлин, таможенных сборов с товаров и поставок, которые предоставляются или используются в программах помощи Кыргызстану;
  • Освобождение от налогов и сборов персонала и правительственных и частных организаций США, которые работают в рамках программ содействия Кыргызстану;
  • Гражданскому и военному персоналу правительства США, который находится в стране в рамках программ содействия, предоставляется статус, равный предоставляемому административному и техническому персоналу.

Новость о денонсации соглашения с США вызвала бурную реакцию со стороны пользователей соцсетей.

Меньше помощи госорганам

Депутат парламента Дастан Бекешев написал на своей странице в «Твиттере», что из-за денонсации соглашения государственные органы лишатся донорской поддержки. «Нам даже интернет-сайты делали за счет грантов», — написал он.

Парламентарий назвал реакцию кыргызского правительства «чрезмерной, ненужной и ошибкой». По его мнению, от разрыва соглашения закроются образовательные проекты, которые США поддерживает в Кыргызстане.

«Мне жаль, потому что закроются образовательные проекты. Проекты же в сфере демократии — это лишь заработок неправительственных организаций. Грантодателей станет в разы меньше: сектор НПО ждет кризис. Даже не нужен закон об иностранных агентах. У экспертов тоже будет кризис», — считает он.

Юрист и глава фирмы «Прецедент» Нурбек Токтакунов вопрошает в своём эккаунте в «Фэйсбуке», насколько законно решение о денонсации соглашения, было ли оно принято в соответствии со всеми процедурами и при поддержке населения.

«Никто ведь не отрицает, что это соглашение было вопросом республиканского значения, а значит требовало общественной дискуссии. Резвый премьер совершенно не учел этого факта. Есть в кыргызских баях некое презрение к общественному мнению», — написал юрист.

Бывший пресс-секретарь Государственной службы исполнения наказаний и журналист Александр Никсдорф пишет, что американцы могут продолжать делать всё, что делали раньше, даже после денонсации соглашения.

«Соглашение прочитайте! Американцы могут продолжать делать всё, что делали раньше, только при этом сотрудники их программ начнут платить налоги, и за всё, что для этих программ сюда ввозят должны будут платить ввозные пошлины. А всё остальное как и раньше», — написал он на своей странице в «Фэйсбуке».

«Не было выхода»

Политолог Марс Сариев считает, что решение о денонсации было принято на уровне президента Алмазбека Атамбаева, несмотря на то, что глава государства еще публично не высказывался по этому поводу. По мнению эксперта, у президента были «неопровержимые доказательства подготовки переворота осенью этого года».

Встреча Путина и Атамбаева

«У Атамбаева не было выхода. С дипломатической точки зрения столь резкий демарш неординарен. Тем более в отношении сверхдержавы… Поэтому повторю, у Атамбаева были неопровержимые доказательства подготовки переворота осенью этого года. Форс мажор. Ставки сделаны», — написал Сариев.

Он считает, что такая реакция — это в первый раз за 20 лет, когда Кыргызстан занял однозначную позицию во внешней политике и выбрал Россию и Китай в качестве своих партнёров.

Ранее в Кыргызстане, кроме российских военных баз, находился также и американский центр транзитных перевозок, через который войска НАТО отправлялись в Афганистан. В июне 2014 года транзитный центр был свёрнут из-за того, что власти Кыргызстана отказались продлевать соглашение о пребывании.

«Будет сложно. Вряд ли Вашингтон проглотит горькую пилюлю. Атамбаев уже заявил, что начнется жесткая чистка. В своих интервью я ранее говорил, что в Центральной Азии идет процесс консервации режимов (выборы в Казахстане и Узбекистане). Видимо, Москва уже определилась с кандидатурой и в Бишкеке», — написал Сариев.

Пользователь интернет-форума «Дизель» godzila написал, что выступает против каких-либо дипломатических отношений с американскими властями.

«Наконец-то, я вообще за то, чтобы у нас не было даже дипломатических отношений с ними. Вот даже посмотрите их фильмы, во всех фильмах они ведут военные операции с помощью зданий своих посольств. То есть ведут полномасштабные боевые действия вокруг своего посольства», — написал он.

«Ребячество» и «популизм»

Бывший генеральный прокурор Кубатбек Байболов написал в «Фэйсбуке», что до последнего был уверен, что Кыргызстан не станет денонсировать соглашение о сотрудничестве с США.

Азимжан Аскаров.
Азимжан Аскаров.

«Какое ребячество. Хуже, этот поступок сравним с действиями тракториста за штурвалом авиалайнера. Надо вытаскивать из кабины, пока не поздно. Все наше сотрудничество заключается в получении помощи и разбазаривании. Как сторона сотрудничества мы для США вовсе и не интересны. Какая неблагодарность», — написал бывший глава генпрокуратуры.

Пользователь «Дизеля» Electronick считает, что награждение осужденного в Кыргызстане на пожизненный срок правозащитника Азимжана Аскарова премией Госдепартамента США — это лишь причина для разрыва сотрудничества.

«Скорее похоже на то, что нужна была причина, и Москва дала зеленый или заставила отвернутся от США. Сколько людей останутся без возможности учиться, лечится, развиваться? Об этом никто не подумал. Похож на закон Димы Яковлева в России. Чистой воды популизм и попытка хоть как-то нагадить «идейным» врагам», — написал он.

Реакция посольства США

Посольство США ранее уже заявило о том, что денонсация соглашения может повлечь за собой закрытие ряда программ поддержки Кыргыстана, так как документ был основой для предоставления «большей части» помощи Соединенных Штатов.

«Мы изучаем технические последствия такого решения, которое может поставить под угрозу программы помощи, приносящие пользу кыргызстанцам», ― говорилось в заявлении посольства США.

По информации диппредставительства, среди прочего, Кыргызстан лишится поддержки программы по борьбе с насильственным экстремизмом, программ по поддержке экономического роста и создания рабочих мест, по улучшению системы образования, а также развития демократии в стране.

В посольстве не стали уточнять, коснется ли это всех программ поддержки американского государства в Кыргызстане.

Награда Аскарову

Правительство объявило о своем намерении денонсировать соглашение 17 июля ― через три дня после того, как Госдеп США объявил о награждении Аскарова ― это, по заявлению кабинета министров, вызвало «глубокую обеспокоенность» и «крайнее удивление».

Аскаров был приговорен в 2010 году к пожизненному заключению за «организацию массовых беспорядков», «разжигание межнациональной розни» и «соучастие в убийстве милиционера» в ходе межэтнических столкновений на юге Кыргызстана в июне 2010 года.

«Решение о присуждении Аскарову премии Госдепартамента США не соответствует уровню дружественных отношений между Кыргызстаном и США, может нанести ущерб усилиям Правительства по укреплению межэтнического согласия и единства народа в Кыргызской Республике, создает угрозу гражданскому миру и стабильности общества», — заявило правительство.

Соглашение между Правительством Кыргызской Республики и Правительством Соединенных Штатов Америки относительно сотрудничества по облегчению оказания содействия предполагает облегченные процедуры оказания гуманитарной помощи, экономического и технического содействия во благо кыргызского народа.

Документ состоит из шести статей, которые определяют основы дипломатических, экономических, торговых и гуманитарных отношений.

Ранее присуждение Аскарову награды «За защиту прав человека» осудило Министерство иностранных дел и парламент Кыргызстана. Утром 17 июля глава МИД Эрлан Абдылдаев, по сообщениям пресс-службы ведомства, передал ноту протеста временному поверенному в делах США Ричарду Майлзу.

Азимжан Аскаров

Азимжан Аскаров ― этнический узбек ― возглавлял правозащитную организацию «Воздух» и на протяжении 15 лет освещал факты пыток со стороны милиции Базар-Коргонского района Джалал-Абадской области.

15 июня 2010 года он был задержан сотрудниками местного районного отделения внутренних дел. Власти обвинили его в «организации массовых беспорядков», «разжигании межнациональной розни» и «убийстве» участкового милиции Мыктыбека Сулайманова.

Центральноазиатские правозащитники в своем обращении к тогда ещё президенту Кыргызстана Розе Отунбаевой заявили о том, что, незадолго до задержания, Аскаров собирал информацию о жертвах беспорядков, документировал факты погромов и мародерств и делал видеосъемку.

Представители Аскарова в интервью Kloop.kg рассказывали о своих предположениях, что записи были изъяты сотрудниками милиции во время обыска в доме правозащитника. Его адвокаты не раз заявляли о пытках, которые применялись к правозащитнику в ходе следствия.

В конце 2010 года Аскаров был приговорен к пожизненному заключению Базар-Коргонским районным судом, а год спустя этот приговор оставил в силе Верховный суд Кыргызстана.

Кыргызские и международные правозащитные организации не раз обращались к руководству Кыргызстана с просьбой пересмотреть дело Аскарова и отменить пожизненный приговор.

В начале июня 2015 года, в ходе визита генерального секретаря Организации Объединенных Наций Пан Ги Муна в Кыргызстан, правозащитная организация «Бир Дуйно» выступила с новым обращением к руководству страны с требованием отменить приговор и отпустить Аскарова в связи с проблемами со здоровьем, о которых заключенный говорил ещё в 2011 году.

Фото на главной: совместное мероприятие американских ковбоев и кыргызских джигитов. Автор фото: Эльёр Нематов.