«Исламское государство» практикует сексуальное рабство в подконтрольных ему регионах Ирака и Сирии, прикрываясь Кораном, и использует это как инструмент вербовки новых членов группировки.

Оригинал специального репортажа опубликован в газете «Нью-Йорк Таймс».

Перед тем, как начать насиловать 12-летнюю девочку, боец “Исламского государства” объясняет, что его действия не являются грехом — она не была мусульманкой. Он считает, что Коран не просто дает ему право насиловать ее — священное писание потворствует этому и настаивает на изнасиловании.

Он связал ей руки и заткнул рот. Затем он начал преклонять колени перед кроватью и падать ниц в молитве перед тем, как наброситься на девочку.

После того, как он завершил свое дело, он снова упал на колени для молитвы, закрепляя изнасилование актом религиозной преданности.

«Я твердила ему, что мне больно — и просила остановиться», — рассказывает девочка. Она настолько маленькая, что взрослый мог бы обхватить ее талию двумя ладонями.

«Он говорил мне, что, согласно Исламу, он имеет право насиловать неверующего. Он говорил, что насилуя меня, он становится ближе к Богу», — сказала она в интервью, находясь вместе со своей семьей в лагере для беженцев, куда она сбежала после 11 месяцев плена.

Систематические изнасилования религиозных меньшинств — езидок (курдская этноконфессиональная группа — прим. ред.) — стали широко распространяться в радикальной группировке ИГИЛ, когда организация объявила о возрождении института рабства.

Эта практика, согласно интервью с 21 женщиной и девочкой, недавно бежавшими из ИГИЛа, а также экспертизе официальных сообщений группировки, глубоко укоренилась в их основных принципах.

Торговля езидками создала устойчивую инфраструктуру с сетью складов, где удерживали жертв, помещений для осмотра и торговли ими, и специально выделенными автобусами для транспортировки пленниц.

В общей сложности, в 2014 году члены группировки похитили более 5 тысяч езидов, и, по данным лидеров езидского сообщества, как минимум более 3 тысяч до сих пор находятся в рабстве.

Для контроля пленных езидок, «Исламское государство» разработало детализированную систему сексуального рабства, включая договоры о купле-продаже, заверенные исламскими судами ИГИЛа.

Эта практика стала инструментом вербовки мужчин из глубоко консервативных мусульманских сообществ, где случайный секс табуирован, а свидания запрещены.

Растущий объем внутренних законов и теологических дискуссий установил правила рабовладения, включая расширенное руководство, выпущенное в прошлом месяце Департаментом исследований и фетвы (решение в Исламе по какому-либо вопросу, выносимое муфтием) ИГИЛа.

И снова руководство «Исламского государства» избирательно вычитывало Коран и другие религиозные писания с тем, чтобы не просто оправдать жестокость, но представлять каждый случай сексуального насилия своеобразным духовным актом, добродетелью.

«Каждый раз, когда он собирался меня насиловать, он начинал молиться», — говорит Ф., 15-летняя девочка, которую поймали на склоне горы Синджар год назад и продали двадцатилетнему иракскому бойцу.

Как и некоторые другие респонденты Нью Йорк Таймс, она попросила указывать только первую букву своего имени из-за позора, ассоциирующегося с изнасилованием.

«Он твердил мне, что это ибадат (исполнение обязанностей и обрядов в исламе)», — сказала она.

Справа 15-летняя девочка, которая пожелала называться «Ф» в репортаже — она находится в этом помещении с отцом и 4-летним братом. «Каждый раз, когда он приходил насиловать меня, он молился», — говорит «Ф», которую год назад взяли в плен участники ИГИЛа на горе Синжар, а потом продали иракскому солдату. Автор: Маурисио Лима / «Нью-Йорк Таймс».
Справа 15-летняя девочка, которая пожелала называться «Ф» в репортаже — она находится в этом помещении с отцом и 4-летним братом.
«Каждый раз, когда он приходил насиловать меня, он молился», — говорит «Ф», которую год назад взяли в плен участники ИГИЛа на горе Синжар, а потом продали иракскому солдату. Автор: Маурисио Лима / «Нью-Йорк Таймс».

«Он сказал, что насилие надо мной — это его молитва богу. Я ответила ему: «То, что ты делаешь со мной неправильно, и это не приблизит тебя к богу.» И он ответил : «Нет, это разрешено. Это халяль», — рассказала девочка-подросток, которой удалось сбежать при помощи контрабандистов после почти девяти месяцев рабства.

Расчитанное завоевание

Официальное введение систематического изнасилования в ИГ датируется третьим августа 2014 года, когда его бойцы захватили деревни на южном склоне горы Синджар, расположенной на севере Ирака.

Его долины и ущелья населяют езиды — религиозное меньшинство, представляющее менее полутора процентов от 34-миллионного населения Ирака.

Наступление на гору произошло всего два месяца спустя капитуляции Мосула, второго по величине города в Ираке. Поначалу казалось, что дальнейшее продвижение по горе было всего лишь очередной попыткой расширить территорию, контролируемую «Исламским государством».

Затем появились признаки того, что на этот раз их намерения были другими.

Очевидцы рассказывают, что мужчин и женщин разделили в течении первого часа захвата. Мальчикам приказали поднять рубашки, и, если у них были волосы подмышками, они присоединялись к своим старшим братьям и отцам.

Деревня за деревней мужчин и подростков отводили или отвозили в ближайшие поля, где их расстреливали лежащими в грязи.

В это время детей и женщин вывозили в грузовиках с открытым верхом.

«Захват горы прошел больше с целью сексуального захвата, нежели территориального»,- говорит Мэттью Барбер, эксперт по езидскому меньшинству Чикагского университета.

Он был в Дахуке, недалеко от горы Синджар, когда началось прошлогоднее нападение, и помог создать фонд психологической помощи беглецам, которых, по подсчетам активистов, было более 2 тысяч.

Пятнадцатилетняя Ф. сказала, что ее семья в составе девяти человек пыталась бежать по горам, когда их старенький Опель перегрелся. Она, ее мать и сестры, которым четырнадцать, семь, и четыре года, беспомощно стояли возле поломанной машины, когда их настиг конвой вооруженных бойцов «Исламского государства».

«Тотчас же бойцы разделили мужчин и женщин», — сказала она. Ее, мать и сестер сначала отвезли в ближайший город на горе Синджар.

«Потом они забрали меня от мамы. Молодых незамужних девушек заставили залезть в автобусы».

Белые автобусы со стрелкой, нарисованной возле слова «Хадж», наводили на мысль о том, что ИГ угнало автобусы Иракского правительства для ежегодной транспортировки пилигримов в Мекку. Вместе с Ф. в автобус погрузили столько езидских девушек и женщин, что им пришлось сидеть друг у друга на коленях, рассказывает она.

Как только автобус тронулся, они заметили, что окна зашторены. Скорее всего, это было сделано потому, что бойцы планировали перевозку большого количества женщин без бурок и хиджабов.

Рассказ Ф., включая внешнее описание автобуса, расположение занавесок, и то, каким образом транспортировали женщин, перекликается с рассказами дюжины других жертв-респонденток для этой статьи. Они описывали схожий набор обстоятельств, даже будучи похищенными в другие дни и в других местах.

Закат над Дохуком, в регионе Курдистан на севере Ирака. Бойцы «Исламского государства» захватили большие территории в Ираке, и систематические изнасилования женщин и девочек из езидской религиозной группы стали глубоко опутаны организационной структурой группировки и её теологией. Автор: Маурисио Лима / «Нью-Йорк Таймс».
Закат над Дохуком, в регионе Курдистан на севере Ирака. Бойцы «Исламского государства» захватили большие территории в Ираке, и систематические изнасилования женщин и девочек из езидской религиозной группы стали глубоко опутаны организационной структурой группировки и её теологией. Автор: Маурисио Лима / «Нью-Йорк Таймс».

Ф. рассказала, что, спустя примерно шесть часов езды, ее доставили в иракский город Мосул, где девушек загнали в свадебный зал «Гэлэкси». Другую группу женщин и девочек, по словам недавних беглецов, разместили во дворце эпохи Саддама Хуссейна, тюрьме Бадуш, и Отделе молодежного строительства в Мосуле.

Кроме Мосула, женщин отвезли в школы и муниципальные здания в иракских городах Талль-Афап, Сола, Бааж и город Синджар.

Их будут держать в заключении — некоторых днями, некоторых месяцами. Затем их загрузили в те же автобусы и отправили маленькими группами в Сирию или другие области Ирака, где их покупали и продавали для секса.

«Это было спланировано заранее на 100 процентов», — говорит Кхидер Домле, активист езидского сообщества, который ведет подробную базу данных жертв. «Я говорил по телефону с первой семьей, которую доставили в Отдел молодежного строительства в Мосуле, и помещение уже было подготовлено для пленников. Там были матрасы, продукты питания и посуда, вода для сотен человек».

Детализированные отчеты организаций «Хьюман райтс вотч» и «Амнести интернешнл» приходят к одному и тому же выводу об организованной секс-торговле.

В каждом месте выжившие говорят о том, что бойцы «Исламского государства» проводили перепись своих пленников женского пола.

Ф. сидела на мраморном полу внутри просторного банкетного зала Гэлэкси, зажатая между другими девочками-подростками. Она насчитала более 1300 езидских девочек, которые сидели, согнувшись и опираясь на стены банкетного зала. Это число подтвердили и другие женщины, которых содержали в том же месте.

Каждая из них рассказывала, как три бойца «Исламского государства» заходили со списком в руках. Они говорили девочкам встать. Каждой нужно было назвать свое имя, фамилию, отчество, возраст, родной город, и ответить, была ли она замужем и имела ли детей.

В течение двух месяцев Ф. держали в зале Гэлэкси. Затем однажды, они пришли и начали выводить молодых женщин. Тех, кто сопротивлялся, тащили за волосы, рассказала она.

На стоянке их ожидали все те же автобусы для хаджа, на которых девушек должны были отвезти в следующее место назначения. Вместе с другими пленницами пятнадцатилетнюю девочку отвезли на военную базу в Ираке. Она впервые услышала слово «сабая” именно там, на парковке.

«Они смеялись и издевались над нами, говоря “Вы наши сабаи”. Я не знала, что значит это слово», — рассказывает она. Позже местный командир ИГ объяснил ей, что это значит «рабыня».

«Он говорил нам, что Малик Таус [один из семи ангелов, которым поклоняются езиды] не является богом. Он говорил, что Малик Таус — дьявол, и из-за того, что вы поклоняетесь дьяволу, вы принадлежите нам. Мы можем торговать вами и использовать так, как хотим».

Секс-торговля ИГИЛа основана, кажется, только на порабощении езидок. Других развернутых кампаний по порабощению женщин из других общин религиозных меньшинств пока не было, сообщил Самир Мускати, автор недавнего отчета «Хьюман райтс вотч». Это утверждение поддержали лидеры общин, государственные должностные лица, и другие работники в области прав человека.

Господин Барбер из университета Чикаго считает, что фокус был сделан именно на езидах потому, что их рассматривают как политеистов с более развитыми устными традициями, нежели священными писаниями.

В глазах ИГИЛа это ставит езидов на позицию презираемых неверующих даже больше, чем христиан и иудеев, которых как «людей книги” частично защищает Коран.

Беглецы решили остановиться в Коджо, деревне на самом юге склона Синджар, одной из точек, наиболее далеких от места своего побега. Они надеялись, что к ним отнесутся так же, как к христианам из Мосула месяцами раньше. 15 августа 2014 года ИГИЛ приказал жителям отчитаться в школе в центре города.

Когда она добралась туда, 40-летняя Айшан Али Салех нашла старшину общины, который вел переговоры с «Исламским государством” и спросила, могут ли они безопасно пересечь местность в обмен на свои деньги и золото.

Сначала боевики согласились и расстелили одеяло, куда госпожа Салех положила свой кулон в форме сердца и золотые кольца, в то время как мужчины оставили смятые купюры.

40-летняя Айшан Али Салех сидит на окраине лагеря беженцев в Дохуке. Она жила в Коджо — одном из поселений на крайнем юге горы Синджар — которое было завоевано бойцами ИГИЛа. Автор: Маурисио Лима / «Нью-Йорк Таймс».
40-летняя Айшан Али Салех сидит на окраине лагеря беженцев в Дохуке. Она жила в Коджо — одном из поселений на крайнем юге горы Синджар — которое было завоевано бойцами ИГИЛа. Автор: Маурисио Лима / «Нью-Йорк Таймс».

Вместо того, чтобы пропустить их, боевики начали бить мужчин на улице, связанных и ожидающих смертной казни.

Чуть позже подъехал автомобильный кортеж, и женщин с детьми увезли.

Рынок

Месяцы спустя ИГ написало в своем онлайн издании, что их кампания по порабощению езидок была тщательно спланирована.

«Перед захватом Синджара студенты, изучающие шариат в “Исламском государстве”, исследовали езидов», — говорит англоязычная статья под заголовком «Возрождение рабства перед часом (имеется ввиду судный день в исламе – прим. ред.)”, вышедшая в октябрьском выпуске «Дабик».

В статье езидам разъяснили, что, «в отличие от иудеев и христиан», у них нет шанса заплатить налог за освобождение, называемый джизья.

«После поимки езидских женщин и детей, их, согласно шариату, распределили среди бойцов ИГИЛа, участвовавших в операциях на Синджаре. Затем одну пятую часть рабов отправили к властям “Исламского государства” — их разделили, как добычу», написано в статье.

В видео, размещенном на Youtube в октябре 2014 года, показана группа мужчин, предположительно боевиков «Исламского государства”. Они сидят в комнате, подтрунивая над покупкой и продажей езидских девушек на «невольничьем рынке».

По мнению экспертов, ИГИЛ использует отдельные строчки или главы из Корана или Сунны (традиции, основанные на словах и деяниях пророка Мухаммеда) для оправдания торговли людьми так, как использовали библейские тексты для оправдания работорговли веками ранее в Соединенных Штатах.

Однако исламские теологи возражают насчет правильности толкования этих строк и разногласий о том, действительно ли ислам предписывает рабство.

Многие утверждают, что упоминания рабства в исламских писаниях являются тем же самым, что и в Библии — отражением того периода древности, когда зарождалась религия.

«В эпоху возникновения Корана была широко распространена практика сексуальных связей мужчин с несвободными женщинами», — утверждает Кесиа Али, доцент кафедры религии в университете Бостона и автор книги о рабстве в эру раннего ислама. «Это не относилось к конкретному религиозному институту. Это было просто общей практикой».

Коул Бунзель, исламский ученый-богослов Принстонского университета, не согласен с доводом выше. Он указывает множество отсылок к фразе «Те, кем владеет ваша правая рука» в Коране. Это определение веками интерпретировали как рабов женского пола. Он также приводит в качестве аргумента раздел исламской юриспруденции, существующий по сей день, и, по его словам, включающий четкие правила обращения с рабами.

«В писании указано множество правил, касающихся рабства», — считает господин Бунзель, автор исследования об идеологии ИГИЛа, опубликованного Брукингским институтом.

«Вы можете утверждать, что эта практика уже нерелевантна и приостановлена. ИГИЛ будет утверждать, что эти практики следует возродить, потому что так делали Пророк и его последователи».

Самых молодых и привлекательных женщин и девочек раскупали в первые недели после захвата. Остальные, в особенности женщины постарше и замужние женщины, рассказывали о том, как их перевозили с места на место, и как они проводили месяцы в человеческих загонах, пока их не покупали.

Их похитители, похоже, имели как собственную систему инвентаризации женщин, так и собственный лексикон. К женщинам и девочкам обращались, используя “сабая” вкупе с их именами. Некоторых рабынь покупали оптовики, которые фотографировали их и нумеровали с тем, чтобы рекламировать потенциальным покупателям.

Осман Хасан Али, езидский бизнесмен, который выкрал из рабства множество езидских женщин, рассказал, что притворялся покупателем для того, чтобы ему выслали фотографии. Он показал десятки фотографий, на каждой из которых была изображена езидская женщина, сидящая в пустой комнате на диване с опустошенным видом без тени улыбки на лице. На краю фотографий было подписано по-арабски: «Сабая №1», «Сабая №2» и так далее.

В зданиях, где держали женщин, иногда были смотровые комнаты.

«Когда нас завели в здание, они сказали, что мы прибыли на “рынок сабаи”»,- рассказывает И., 19-летняя жертва. «Я поняла, что мы оказались на невольничьем рынке».

Женщина, которую, по ее словам, насиловали боевики ИГИЛа, в лагере для беженцев в Курдистанской области северного Ирака.
Женщина, которую, по ее словам, насиловали боевики ИГИЛа, в лагере для беженцев в Курдистанской области северного Ирака.

По ее подсчетам, на нескольких этажах здания располагалось как минимум 500 незамужних девочек и женщин, самым молодым из которых было по 11 лет. По прибытии покупателей, девочек, одну за другой, заводили в отдельную комнату.

«Эмиры сидели напротив стены и называли нас по именам. Нам приходилось садиться на стул лицом к ним. Нужно было смотреть на них, и перед тем, как мы заходили туда, у нас отбирали платки и все, чем мы могли прикрыться»,- рассказывает она.

«Когда настала моя очередь, меня заставили встать четыре раза. Они заставили меня покрутиться».

Пленниц принудили также отвечать на вопросы интимного характера, включая точную дату последней менструации. Они поняли, что боевики пытались понять, беременны ли они, так как они придерживались правила шариата о том, что мужчина не может иметь половых контактов с рабыней, если она беременна.

Собственность ИГИЛа

Практика сексуального рабства в «Исламском государстве” поначалу удивила даже самых ярых сторонников группировки, многие из которых вели ожесточенные споры с журналистами в Интернете после появления первых сообщений о систематических изнасилованиях.

Руководство ИГИЛа неоднократно пыталось оправдать эту практику для своей внутренней аудитории.

После первоначальной статьи в октябрьском «Дабике» вопрос снова всплыл в публикации в этом году. В майском выпуске автор выражал свою горечь и тревогу тем, что некоторые сторонники группировки сомневались в институте рабства.

«Что меня действительно беспокоит, так это то, что некоторые сторонники “Исламского государства” порицают действия солдат халифата, будто они совершили ошибку или зло», — пишет автор. «Я пишу это, и буквы сочатся гордостью», — говорит она. «Мы захватили кафирских женщин и повели их, как овец, на острие меча». Кафирами называют «неверных».

В онлайн-брошюре, изданной в декабре, Департамент исследований и фатвы «Исламского Государства» объясняет, что рабы считаются собственностью боевика, который их купил, и поэтому их можно завещать другому мужчине или уничтожить, как любую другую собственность, после его смерти.

Недавние беглецы описывают бюрократию, сопровождающую свое пленение, с их статусом раба, зарегистрированным в контракте. Когда их владелец перепродавал их, нужно было составлять новый контракт на передачу имущества. В то же время рабов можно было отпустить на волю, и за это боевикам обещают место в раю.

В редких случаях это является одним из путей спасения для жертв.

25-летняя жертва А., сбежавшая в прошлом месяце, рассказала, как в один день ее ливийский владелец протянул ей ламинированный кусок бумаги. Он объяснил ей, что окончил тренинг подрывника-самоубийцы и планирует взорвать себя, и поэтому теперь она может быть свободна.

Женщина из села Тоджо, которая моет посуду в лагере беженцев в Курдистане. Она была в плену у «Исламского государства» с августа 2014 года по июнь 2015 года — по её словам, к ней применяли сексуальное насилие. Автор: Маурисио Лима / «Нью-Йорк Таймс».
Женщина из села Тоджо, которая моет посуду в лагере беженцев в Курдистане. Она была в плену у «Исламского государства» с августа 2014 года по июнь 2015 года — по её словам, к ней применяли сексуальное насилие. Автор: Маурисио Лима / «Нью-Йорк Таймс».

Названный «сертификатом эмансипации», этот документ был подписан судьей западной провинции «Исламского государства». Езидка показала его на контрольно-пропускных пунктах и, покинув Сирию, вернулась в Ирак, где она воссоединилась со своей семьей в июле.

Согласно новому 34-страничному справочнику, который выпустил летом Департамент исследований и фетвы, насиловать захваченных в плен христианок и иудеек также не запрещается.

Единственным запретом является секс с беременной рабыней. Согласно справочнику, владелец должен дождаться менструального цикла для того, чтобы «удостовериться, что в ее чреве ничего нет», прежде чем заняться с ней сексом.

Среди 21 женщин и девочек, интервьюируемых для этой статьи, не были изнасилованы только беременные на момент взятия в заложницы и те, у кого была менопауза.

Помимо этих ограничений, кажется, что других запрещенных сексуальных практик нет. Изнасилованию детей явно потворствуют: «Половые контакты с рабом женского пола, не достигшим половой зрелости, разрешены, если она для этого подходит», — гласит перевод брошюры, сделанный Институтом исследований СМИ Ближнего Востока.

25-летняя езидка показывает «сертификат об эмансипации», который ей вручил ливиец, освободивший её. Он объяснил, что только что прошел тренировки шахидов и планировал подорвать себя, и оказался рядом с ней, чтобы освободить. Автор: Маурисио Лима / «Нью-Йорк Таймс».
25-летняя езидка показывает «сертификат об эмансипации», который ей вручил ливиец, освободивший её. Он объяснил, что только что прошел тренировки шахидов и планировал подорвать себя, и оказался рядом с ней, чтобы освободить. Автор: Маурисио Лима / «Нью-Йорк Таймс».

Одна 34-летняя женщина, которую купил и многократно насиловал боевик из Саудовской Аварии в сирийском городе Шадади, сказала, что ей повезло больше, чем второй рабыне — 12-летней девочке, которую насиловали днями напролет, несмотря на сильное кровотечение.

«Он разрушил ее тело. У нее было сильное заражение. Боевик все приходил и спрашивал меня: “почему она так плохо пахнет?”. Я отвечала, что она инфицирована, и что ее нужно лечить», — говорила женщина.

Он игнорировал агонию девочки, продолжая молиться до и после изнасилования ребенка.

«Я сказала ему, что она всего лишь маленькая девочка», — вспоминает женщина.

«А он ответил: “Нет. Она не маленькая девочка. Она рабыня. И она точно знает, как заниматься сексом.”»

«И занятия сексом с ней угодны богу», — сказал он.

Перевод: Малика Баяз.


2 КОММЕНТАРИИ

  1. Я просто в шоке(((ужас мне до безумия жаль этих женщин, девочек
    Когда же все это прекратиться, будем ли мы когда-нибудь жить в мире и согласии?!
    Все эти люди прикрываясь Кораном творят такие ужасные вещи Сволочи пусть их души горят в аду, они никогда не смогут очиститься от этого.

Comments are closed.